Почему и где чаще всего падают самолеты? Составлен список самых опасных и безопасных самолетов

На сегодняшний день авиаперелёты приобрели такую популярность, что самолёты по частоте использования для туристов сравнялись с автомобилями и поездами. Однако путешествия в воздухе кажутся многим очень опасными и не совсем надёжными. Действительно ли это так, насколько наши представления об опасности воздушных перелётов соотносятся со статистикой и как часто падают самолеты?

Выбор транспорта для путешествия

В период долгожданных отпусков и длинных праздников многие сталкиваются с проблемой выбора для заграничных путешествий на жаркие пляжи или заснеженные горнолыжные курорты. И он сложен, ибо нужно соотнести множество факторов, таких как удобство передвижения, ценник на само путешествие и, самое важное, безопасность. Давайте рассмотрим статистические исследования и выясним, как часто падают самолёты и действительно ли масштабы этого так фатальны, как кажется людям.

Поезда более безопасны - заблуждение или нет?

Согласно статистическим исследованиям, самым безопасным видом передвижения у людей является поезд. Чуть выше рейтинг у электрички. Самолёты же у населения в мире доверия совсем не вызывают. В их полную надёжность верят всего шестнадцать процентов опрошенных. Если брать во внимание автомобили, то их рейтинг по безопасности вообще низок, ибо они изначально считаются очень травмоопасными для передвижения на большие расстояния.

Однако в борьбе между различными видами транспорта по критерию надёжности всё не так просто. Самолёты согласно многолетним исследованиям экспертов по авиакатастрофам и статистическим исследованиям признаны по праву Тем не менее люди, даже несмотря на официальные научные подтверждения, всё равно не испытывают к ним доверия. Почему так происходит? Может новости о том, что где-то упал самолет, очень сильно пугают туристов? Давайте разбираться в ситуации.

Самолёт не безопасен?!

Статистика хоть и точная наука, но конечный результат очень зависит от метода расчёта. При определении уровня безопасности воздушных судов берётся количество трагических событий на общее число километров полётов. Именно такой тип расчёта в основном используют статисты, и именно его результаты публикуются в официальных источниках.

Весь секрет кроется в том, что катастрофы в своём большинстве приходятся на моменты взлётов и посадок. В пути крушение самолета происходит гораздо реже. Но такой метод расчёта очень выгоден для транспортных компаний, и они им очень часто пользуются, чтобы не отбивать желания туристов выбирать для передвижения именно авиаперелёты. Тем не менее такой показатель, как погибшие в авиакатастрофе (их число) при авариях на взлете и посадке, приобретает очень большие масштабы.

Если принимать во внимание расчёт трагических случаев на общий километраж передвижения, то самыми опасными окажутся два вида перемещений - мотоцикл и ходьба пешком. Стоит только просмотреть сводку по трагическим моментам в любом городе и можно увидеть, что пешеходов гибнет очень много, даже больше, чем мотоциклистов.

Если изучить остальные методы статистических исследований, то тут самолёт по безопасности уступит место поезду. К примеру, по числу гибели пассажиров на количество поездок и скорость передвижения авиаперелёты являются самыми неблагоприятными.

При рассмотрении других методик исследования окажется, что для путешествий лучше всего выбирать поезда. Так что неспроста туристов лихорадит от одной лишь новости, что упал самолет, и поездка по железной дороге по праву имеет по безопасности преимущество в сознании людей.

Рейтинг наиболее безопасных авиакомпаний

Как бы там ни было, летать всё равно придётся, так как есть такие курорты, куда ни на каком другом виде транспорта просто не добраться, а очень хочется. Несмотря на плохие прогнозы, негативные отзывы и мрачные мнения, наша страна всё же не является самой слабой по безопасности авиаперелётов. А вот США уже достаточно продолжительный период времени занимает лидирующие позиции по падению самолётов. Если выстроить рейтинг по странам - владельцам воздушных судов, то можно сказать, что в число первых пяти входят Финляндия, Новая Зеландия, Гонконг и ОАЭ. Именно компаниями этой пятёрки стоит летать, и тогда никакая авиа катастрофа не будет страшна. Россия же в этом рейтинге находится на шестнадцатом месте с фирмой "Трансаэро".

Причины падений самолетов

Почему падают самолеты? Туристы в первую очередь перед выбором авиакомпании отдают предпочтение фирмам с наиболее "молодыми" по сроку эксплуатации видами транспорта. Тем не менее это совсем не подтверждается статистическими данными. Согласно им, в России компания с наиболее неизношенным транспортным парком - это "Аэрофлот". Возраст эксплуатации её самолётов составляет менее пяти лет. Однако Финляндия, которая занимает лидирующие позиции по безопасности полётов и маленькому числу авиакрушений, имеет период эксплуатации своих машин более девяти лет.

Этот факт указывает на то, что крушение самолета от изношенности и срока эксплуатации маловероятно. Выбрав авиакомпанию по критерию маленького её транспорта, вероятность падения вовсе не уменьшается. Если же обратиться к статистике, то можно увидеть, что большее количество авиакатастроф происходит из-за человеческого фактора, и от этого никуда не деться.

Как же преодолеть свой страх полётов, ведь есть ситуации, когда путешествия на самолёте просто не избежать. Психологи на этот счёт дают дельные советы. Если страх вызван какими-либо расстройствами в психике, будь то панические атаки или боязнь маленького закрытого пространства, то решать нужно именно эти проблемы.

Тем не менее во многих случаях боязнь вызвана отсутствием полного личного контроля над ситуацией и безопасностью перелёта. Это необходимо принять как неизбежное, ведь от нас любое передвижение на транспорте мало зависит. Поэтому, рекомендуется при авиаперелёте просто расслабиться и отвлечься от плохих мыслей на просмотр кино в планшете или прослушивание приятной музыки. Ни в коем случае не используйте в качестве снятия стресса алкоголь. Нервное состояние он на самом деле если и притупит, то совсем ненадолго, а дальше проблема только усугубится. Боязнь перелётов нужно решать прежде всего с самим собой. Незачем попросту трепать себе нервы, принимая во внимание информацию новостных каналов о том, как часто падают самолеты, а нужно всего лишь успокоиться и постараться взять свои эмоции под контроль.

С какими самолётами чаще случаются катастрофы?

Если обратиться к всемирной статистике, самым ненадёжным можно признать "Боинг", вторым по количеству падений является "Ан", на третьем месте расположился "Ил". Если же обратиться к российским исследованиям, то можно увидеть, что самым "падающим" в нашей стране будет "Ан". Почему падают самолеты? За один только 2005 год в России потерпело крушение целых девять машин этой марки. В мире же на их долю приходится девятнадцать процентов всех катастроф.

Причины авиакрушений в России объясняются журналистами в одном ключе - устаревший транспортный парк отечественных компаний. Так ли это на самом деле и как часто падают самолеты по этой причине?

Причины падений российских самолетов

Вообще, старение авиатранспорта выражается не в количестве прошедших лет после его производства, а в сумме налетанных часов и общем техническом состоянии. Согласно данным статистики, Россия обладает самолетами ещё советских времён и их процент гораздо выше агрегатов иностранного производства. Однако не стоит смотреть на возраст. По сравнению с иностранными судами отечественные налетали гораздо меньше часов, а советское качество производства являлось одним из лучших в мире.

По какой причине тогда Россия приобретает заграничные самолеты за немалые деньги, когда есть свои вполне надёжные машины? В качестве примера можно привести воздушные суда "Ту". У них отличная статистика по безопасности полётов, а лётчики считают их самыми удобными по техническому устройству.

Одной из причин является тот факт, что самолеты "Ту" являются очень расходными по количеству потребляемого топлива. А так как авиаперелёты давно уже превратились в отдельный вид бизнеса, директора компаний в погоне за сокращением затрат на обслуживание парка своих машин отдают предпочтение иностранным лайнерам, которые значительно экономнее российских аналогов.

Ещё одной причиной является угасающее самолётов. Технологии их выпуска значительно устарели, инвестиции в авиазаводы не выполняются. Поэтому наша страна не может конкурировать с более совершенными иностранными агрегатами.

Как спасти ситуацию?

В России, чтобы стабилизировать ситуацию с рынком производства самолетов, Президентом был подписан Указ о создании Объединённой авиастроительной корпорации. Более того, были запланированы инвестиции в авиастроительные заводы в размере десяти миллиардов долларов. Было это в далёком 2006 году. В настоящее время ситуация ничуть не улучшилась. Процесс образования корпорации очень сильно затормозился и, если верить журналистам, целью её создания было не исследование рынка конкурентов, а объединение всех активов российских авиакомпаний в одном месте.

Тем не менее положительные подвижки есть. Компания "Ильюшин Финанс" приобрела у России самолеты марок "Ил" и "Ту". Ташкентское производственное объединение заключило с петербургской авиакомпанией договор на поставку России воздушных судов "Ил", большая часть из которых будет российской комплектации.

Что нужно знать об авиакрушении?

От падения воздушного суда никто не застрахован. Однако, если обладать необходимой информацией о том, что происходит, когда падает самолет, есть шанс выжить при крушении. В девяностые годы произошла авария с лайнером "В-707". Погибшие в авиакатастрофе насчитывали сотни человек. Тем не менее пятеро пассажиров воспользовались информацией из инструкций стюардессы и выжили.

В некоторых случаях есть шанс спастись, если обладать необходимыми знаниями. Они не столь бесполезны, как кажется на первый взгляд. Зная, что происходит, когда падает самолет, можно применить очень много действенных методов для собственной безопасности.

В качестве основных путей обезопасить себя, как нам показывает статистика авиакатастроф, является соблюдение мер предосторожности. Прежде всего, необходимо, по возможности, оставаться в обуви и одежде. Это будет являться защитой при пожаре. Следует извлечь из карманов одежды все посторонние предметы и плотно застегнуть ремень безопасности. Снимать его разрешается только после специальной команды стюардессы.

Непосредственно перед аварией, если имеется такая возможность, необходимо принять защитную позу - нужно согнуться как можно ниже и очень крепко сцепить руки под коленками. Голову следует положить на них, а если это нельзя сделать, то опустить её максимально вниз. Ногами следует как можно плотнее упереться в пол. Такая методика, и её полностью доказывает статистика авиакатастроф, часто спасает жизнь пассажирам при крушении самолета.

В заключение

Как видим, летать не такое уж страшное дело. Главное, использовать для полетов билеты только проверенных временем и малым количеством катастроф авиакомпаний, а также соблюдать требования безопасности, предъявляемые к пассажирам воздушных судов, чтобы потом экспертам не пришлось изучать падающего самолета, на котором вы летели отдыхать в тёплую страну. Безопасных полётов и удачных приземлений с взлётами!

Как падают 737-е

Сегодня ночью в Ростове-на-Дону в условиях плохой видимости самолёт «Боинг-737-800» не смог приземлиться с первой попытки и, пытаясь зайти на второй круг, рухнул на землю. Это не первый случай крушения при посадке самолётов этой модели. Первое крушение произошло ещё в 1972 году.

Boeing 737 является самым опасным самолётом в мире. По данным BusinessWeek, самолёты этой модели терпят крушение каждые 507,5 тыс. лётных часов. Во многом такая статистика обусловлена тем, что это и самый распространённый в мире самолёт. Тем не менее, та же статистика говорит о том, что крушения 737-х в основном происходят при посадке и имеют схожий характер.

С 1972 года в мире произошло более 70 авиационных происшествий с лайнерами «Боинг-737», в которых погибли люди. Из них 44 произошли при посадке и 20 при взлёте.

Чаще всего причиной падений при посадке становилась дезориентация пилота из-за плохой видимости, вызванной погодными условиями.

Авиакатастрофы с лайнерами «Боинг-737» при посадке:

8 декабря 1972 г. Чикаго (США) . Самолёт начал резко снижаться и врезался в жилые дома перед взлётно-посадочной полосой (ВПП). Трое из шести членов экипажа и 40 из 55 пассажиров погибли. Также погибло два человека на земле.

31 мая 1973 г. Нью-Дели (Индия) . При заходе на посадку самолёт разбился и загорелся на ВПП. Погибло пять из семи членов экипажа и 43 из 58 пассажиров.

1 февраля 1978 г. Крэнбрук (Канада). При заходе на посадку, пытаясь избежать столкновения со снегоуборочной машиной, пилоты направили самолёт в сторону. В итоге он разбился. Погибло четверо членов экипажа и 38 из 44 пассажиров.

25 мая 1982 г. Бразилиа (Бразилия). При заходе на посадку во время сильнейшего ливня самолёт ударился о землю и развалился на две части. Погибло двое пассажиров из 112.

11 июля 1983 г. Куэнка (Эквадор). При заходе на посадку самолёт ударился о землю и развалился на части. Погибли восемь членов экипажа и 111 пассажиров.

23 сентября 1983 г. Абу - Даби (ОАЭ). При заходе на посадку на борту самолёта взорвалась бомба, которая находилась в багажном отсеке. Погибли все шесть членов экипажа и 105 из 111 пассажиров.

8 ноября 1983 г. Лубанго (Ангола). Самолёт разбился в 900 метрах от взлётно-посадочной полосы. Погибли все пять членов экипажа и 121 из 126 пассажиров.

16 февраля 1986 г. Пескадорские острова (Тайвань). Самолёт приземлился на ВПП, но не сумел затормозить и разбился. Все шесть пассажиров и семь членов экипажа погибли.

4 августа 1987 г. Калама (Чили). При посадке у самолёта не выпустились шасси и он разломился на две части. На борту возник пожар. Один из 27 пассажиров погиб.

31 августа 1987 г. Пхукет (Таиланд). При посадке в хорошую погоду экипаж внезапно потерял контроль над самолётом и врезался в море. Все девять членов экипажа и 74 пассажира погибли.

2 января 1988 г. Измир (Турция). Самолёт стал резко терять высоту при посадке и рухнул в 10 км от ВПП. Все пять членов экипажа и 11 пассажиров погибли.

19 октября 1988 г. Ахмедабад (Индия). При посадке в условиях плохой видимости пилоты были дезориентированы. Самолёт разбился в 8 км от ВПП. Все шесть членов экипажа и 124 из 129 пассажиров погибли.

3 сентября 1989 г. Сан-Жозе-ду-Шингу (Бразилия). Внезапно у самолёта кончилось топливо и пилоты попытались посадить лайнер. При этом они были дезориентированы и не успели исправить положение, когда подлетали к ВПП. Двенадцать из 48 пассажиров погибли. Все шесть членов экипажа выжили.

2 октября 1990 г. Гуанчжоу (Китай). Самолёт был захвачен террористами и капитан попытался совершить аварийную посадку. В этот момент на него напали боевики и самолёт выкатился за пределы ВПП. Тем не менее, все 12 членов экипажа выжили, но 46 из 110 пассажиров погибли.

1 февраля 1991 г. Лос-Анджелес (США). При посадке самолёт врезался в другой лайнер, который готовился к взлёту. Двое из шести членов экипажа и 20 из 83 пассажиров погибли. На другом самолёте все 10 пассажиров и два члена экипажа погибли.

3 марта 1991 г. Колорадо (США). При посадке самолёт вылетел за пределы ВПП и разбился в четырёх милях от аэропорта. Все пять членов экипажа и 20 пассажиров погибли.

26 июля 1993 г. Мокпхо (Южная Корея). Из-за плохой погоды экипаж не справился с управлением и самолёт рухнул в 4 км от ВПП. Четыре из шести членов экипажа и 64 из 104 пассажиров погибли.

8 сентября 1994 г. Питтсбург (США). Самолёт потерял управление при заходе на посадку и потерпел крушение недалеко от ВПП. Все пять членов экипажа и 127 пассажиров погибли.

29 декабря 1994 г. Ван (Турция). Самолёт врезался в холм в 4 км от аэропорта во время четвёртой попытки посадки. Пять из семи членов экипажа и 52 из 69 пассажиров погибли.

13 ноября 1995 г. Кадуна (Нигерия). Несмотря на предупреждение диспетчера о «нестабильном подходе к ВПП» экипаж принял решение сажать борт и в итоге вылетел за пределы полосы. От удара самолёт загорелся. Все 14 членов экипажа выжили, но 11 из 124 пассажиров погибли.

29 февраля 1996 г. Арекипа (Перу). Экипаж не сумел посадить самолёт на ВПП — лайнер разбился недалеко от аэропорта. Все 117 пассажиров и шесть членов экипажа погибли.

2 апреля 1996 г. Дубровника (Хорватия). При посадке из-за плохой видимости самолёт врезался в гору перед аэропортом. Все шесть членов экипажа и 29 пассажиров погибли.

8 мая 1997 г. Шэньчжэнь (Китай). При посадке из-за сильного ливня самолёт ударился о ВПП и вылетел за её пределы. Двое из девяти членов экипажа и 33 из 65 пассажиров погибли.

5 мая 1998 г. Андоас (Перу). Из-за плохой погоды экипаж не справился с управлением и самолёт разбился. Пять из семи членов экипажа и 69 из 80 пассажиров погибли.

5 марта 2000 г. Бербанк (Калифорния). При посадке самолёт вылетел за пределы ВПП. При этом фюзеляж сильно не пострадал и обошлось без жертв. Лишь двое пассажиров из 137 получили травмы.

19 апреля 2000 г. Давао (Филиппины). При второй попытке приземлиться самолёт рухнул недалеко от ВПП. Все 124 пассажира и семь членов экипажа погибли.

17 июля 2000 г. Патна (Индия). При посадке самолёт не дотянул до ВПП 1 км и упал на жилые дома. Все шесть членов экипажа и 45 из 52 пассажиров погибли. Также погибло пять человек на земле.

7 мая 2002 г. Тунис. Экипаж пытался посадить самолёт в условиях тумана и песчаной бури. В итоге лайнер врезался в возвышенность в 6 км от аэропорта. Трое из шести членов экипажа и 11 из 56 пассажиров погибли.

23 августа 2005 г. Пулькаллпа (Перу) . При заходе на посадку в условиях плохой видимости самолёт не попал на ВПП и оказался в болоте. Четверо из шести членов экипажа и 35 из 92 пассажиров погибли.

8 декабря 2005 г. Чикаго (США). При посадке самолёт вылетел за пределы ВПП и вылетел на автодорогу. В результате этого инцидента погиб 6-летний мальчик, который находился в машине, на которую упал самолёт. Ни один из пяти членов экипажа и 95 пассажиров серьёзно не пострадали.

28 июня 2007 г. Мбанза Конго (Ангола). При посадке произошёл сильный удар и самолёт развалился на части. Один из семи членов экипажа и четверо из 71 пассажиров погибли. Также жертвой этого крушения стал человек, который оказался в месте падения.

7 марта 2007 г. Джокьякарта (Ява). Самолёт вылетел за пределы ВПП при неудачной посадке и загорелся. На борту этого лайнера, по разным данным, находилось 133 человека, 22 из которых погибли.

14 сентября 2008 г. Пермь (Россия). При посадке экипаж не сумел дотянуть до ВПП и лайнер разбился в 11 км от аэропорта. Погибли все находившиеся на его борту 88 человек — 82 пассажира и 6 членов экипажа.

После посадки самолёт не сумел вовремя остановиться и вылетел в овраг. 38 человек получили травмы, но никто не погиб.

25 февраля 2009 г. Амстердам (Голландия) . При посадке экипаж не сумел осуществить мягкую посадку и лайнер развалился на части. Из 135 человек, находившихся на борту, погибло 9 человек (из них трое — пилоты), ещё 86 получили ранения.

22 декабря 2009 г. Кингстона (Ямайка). После приземления в аэропорту самолёт выкатился со взлётно-посадочной полосы, после чего развалился на две части. На его борту находилось 148 пассажиров и шесть членов экипажа. При крушении никто не погиб, 40 человек получили ранения.

22 мая 2010 г. Мангалур (Индия). При посадке самолёт выкатился за пределы ВПП и загорелся. На борту находилось 160 пассажиров и 6 членов экипажа. Восемь человек найдены живыми, но один из них умер по пути в больницу.

16 августа 2010 г. Сан Андрес Айленд (Колумбия). Самолёт не смог мягко приземлиться из-за шторма — на подлёте к ВПП в него ударила молния. В результате лайнер ударился о землю и развалился на три части. Один из 125 пассажиров погиб, все шесть членов экипажа выжили.

30 июля 2011 г. Джорджтаун (Гайана). При посадке самолёт не сумел остановиться и вылетел за пределы ВПП. Но несмотря на то что лайнер развалился на две части, никто из 156 пассажиров и шести членов экипажа не пострадал.

20 августа 2011 г. Резольют (Канада) . При посадке самолёт промахнулся и рухнул недалеко от ВПП. Оба пилота погибли. Из 11 пассажиров, спастись удалось троим (одна из них семилетняя девочка).

20 апреля 2012 г. Исламабад (Пакистан) Самолёт рухнул при посадке на жилые дома недалеко от аэропорта. Все шесть членов экипажа и 121 пассажир погибли.

17 ноября 2013 г. Казань. При заходе на посадку что-то пошло не так и самолёт вылетел за пределы ВПП. На его борту находилось 44 пассажира и 6 членов экипажа. Все 50 человек погибли.

Авиакатастрофы с «Боинг-737» при взлёте

3 января 1982 г. Вашингтон (США). Экипаж не отрегулировал двигатели, чтобы обеспечить достаточную тягу при взлёте, и самолёт рухнул в реку Потомак. Четверо из пяти членов экипажа и 70 из 74 пассажиров погибли.

22 августа 1985 г. Манчестер (Англия). Во время разбега по взлётной полосе произошёл неконтролируемый отказ двигателя, и экипаж принял решение не взлетать. Из-за пробитого топливного бака на борту возник пожар. Двое из шести членов экипажа и 53 из 131 пассажира погибли.

15 сентября 1988 г. Бахар Дар (Эфиопия). В турбины самолёта, совершавшего внутренний рейс, попала стая голубей. В результате аварийной посадки 35 из 98 пассажиров погибли. Все шесть членов экипажа выжили.

20 сентября 1989 г. Ла Гуардия (США). Экипаж допустил ошибку при взлёте и попытался приземлиться на ВВП, но рухнул в реку. Двое из 55 пассажиров погибли.

26 октября 1989 г. Тайвань. Самолёт, попавший в грозовое облако на высоте 7000 футов (2130 метров), рухнул из-за ошибочных действий пилотов. Все семь членов экипажа и 49 пассажиров погибли.

11 мая 1990 г. Манила (Филиппины). При выруливании самолёта на взлётную полосу взорвался один из топливных баков. Восемь из 113 пассажиров погибли.

26 апреля 1993 г. Аурангабад (Индия). Во время взлёта самолёт зацепил автомобиль, после чего врезался в линию электропередачи и разбился. Четверо из шести членов экипажа и 52 из 112 пассажиров погибли.

7 апреля 1999 г. Джейхан (Турция). Вскоре после взлёта упал и разбился самолёт без пассажиров. Погибло шесть членов экипажа.

31 августа 1999 г. Буэнос-Айрес (Аргентина). После взлёта самолёт зацепил две машины, упал и загорелся. Из 113 человек, находившихся на борту, 65 погибло. Также погибло два человека в автомобилях.

14 января 2002 г. Пеканбару (Индонезия). Самолёт с 96 пассажирами на борту сразу после взлёта упал на землю. Семь человек получили ранения.

6 марта 2003 г. Алжир. У самолёта при взлёте загорелся один из двигателей, и он упал в 600 метрах от аэродрома. На борту находилось 103 человека, выжил только один.

8 июля 2003 г. Судан. Самолёт упал сразу после взлёта и загорелся. На борту лайнера находилось 116 пассажиров, чудом выжил только двухлетний ребёнок.

25 декабря 2003 г. Котону (Бенин). Самолёт после разгона не смог взлететь, выкатился на пляж, а затем рухнул в океан. Погибло 140 человек.

3 января 2004 г. Шарм-эль-Шейх (Египет). Самолёт после взлёта упал в Красное море. 13 членов экипажа и 135 пассажиров погибли.

5 сентября 2005 г. Медан (Индонезия). Спустя минуту после взлёта самолёт упал на жилой квартал. Погибло 147 человек — 112 пассажиров и пять членов экипажа, а также 30 человек на земле.

22 октября 2005 г. Лагос (Нигерия). В самолёт при взлёте попала молния, и он упал на плантацию деревьев какао. Погибло 117 человек, находившихся на борту.

29 октября 2006 г. Абуджи (Нигерия). Сразу после взлёта из-за ошибки пилота упал и загорелся самолёт со 105 пассажирами и членами экипажа. Выжить удалось девяти пассажирам.

5 мая 2007 г. Дуала (Камерун). Самолёт, вылетевший в столицу Кении Найроби во время грозы через полторы минуты после взлёта вошёл в штопор и рухнул на землю. Все члены экипажа и 114 пассажиров погибли.

20 декабря 2008 г. Денвер (США). При выполнении взлёта самолёт, на борту которого находилось 110 пассажиров, выкатился за пределы ВПП и загорелся. 38 человек были доставлены в больницу.

25 января 2010 г. Бейрут (Ливан). Вскоре после взлёта самолёт упал в Средиземное море. Восемь членов экипажа и 82 пассажира погибли.

Очень типично для российских самолётов - падать от украинских ракет? Много уже насчитали?

Кощунством звучит упоминание про украинскую ракету после таких событий:

1 Малайзийского боинга, сбитого буком (отчёт прокуратуры Нидерландов доказывает это неопровержимо)

2 В ночь на 14 июня 2014 года, выстрелом из зенитного ракетного комплекса и длинной очередью из крупнокалиберного пулемёта был сбит военно-транспортный самолет Воздушных Сил ВС Украины Ил-76 при заходе на посадку на аэродром в Луганске. На борту Ил-76 находились 40 украинских военнослужащих и 9 членов экипажа. Все они погибли. Этим подвигом отметились вагнеровцы , в то время находившиеся в Украине. У украинской спецслужбы есть документальная информация, что часть "вагнеровцев" почти ежедневно летом 2014 года обстреливали Луганский аэропорт.

А если вспомнить историю?

1 сентября 1983 года, в небе над Тихим океаном произошла трагедия, которую некоторые российские источники по сей день стыдливо именуют "инцидентом": истребитель советской ПВО сбил нарушивший воздушную границу СССР южнокорейский гражданский авиалайнер. Все 269 человек, находившиеся на борту, в том числе 23 ребенка, погибли.

Катастрофа Boeing 707 в Карел ии

У всех сейчас на слуху катастрофа малазийского боинга над Донбассом. Менее известна, но тем не менее о ней знают, историю о том как сбили южнокорейский боинг над советским дальним Востоком 1 сентября 1983 года. Оказывается это не первый именно южнокорейский боинг сбитый над Советским Союзом. Был и еще один.

20 апреля 1978 года в районе Кольского полуострова над территорией СССР был сбит другой южнокорейский боинг 707, летевший по маршруту Париж - Анкоридж - Сеул
20 апреля 1978 года в районе Кольского полуострова границу СССР пересек отклонившийся от маршрута пассажирский Boeing-707-321B (HL7429) авиакомпании Korean Air Lines (KAL), выполнявший рейс 902 - Париж-Анкоридж-Сеул.
Корейский Боинг продолжал лететь курсом на Североморск. Дмитрий Царьков, занимавший в 1978 году должность командующего 21-м корпусом ПВО СССР, докладывает Владимиру Дмитриеву, занимавшему в то время должность командующего 10-й армией ПВО СССР, что ПВО готовы сбить нарушителя. Дмитриев разрешение не дал, сказав при этом, что можем сбить свой самолёт, точная принадлежность самолета была еще не ясна. Нарушитель шёл со скоростью 15 километров в минуту (900 км/ч). В это время нарушитель пересёк границу СССР. В небо было поднято звено истребителей.
Самолет был обнаружен радарами советской системы ПВО и первоначально опознан как Boeing-747. Был приведен в боевую готовность зенитно-ракетный комплекс. На перехват был направлен истребитель Су-15ТМ ("Flegon-F") под управлением капитана А.Босова.

Согласно показаниям капитана лайнера Кима Чанг Ки, перехватчик приблизился к его самолету с правой стороны (а не с левой, как того требуют правила международной организации гражданской авиации - ICAO). Капитан утверждает, что уменьшил скорость и зажег навигационные огни, обозначающие готовность следовать за советским истребителем для посадки. Попытки капитана Кима Чанг Ки связаться с пилотом перехватчика на частоте 121.5 были зафиксированы башней управления воздушным движением в Рованиеми, Финляндия. Согласно официальному утверждению советской стороны лайнер уклонился от выполнения требования совершить посадку. Когда пилот перехватчика доложил о том, что нарушитель - на самом деле не 747-ый, а 707-й Boeing, командование решило, что это - самолет электронной разведки RC-135 (выпускавшийся на базе лайнера Boeing-707) и отдало приказ об уничтожении цели.

Согласно данным американского радиоперехвата, пилот перехватчика в течение нескольких минут пытался убедить командование отменить приказ, так как разглядел на лайнере эмблему авиакомпании KAL и надписи иероглифами , однако после подтверждения приказа выпустил по лайнеру две ракеты P-60. Первая из них прошла мимо цели, а вторая взорвалась,оторвав часть левого крыла, вызвав разгерметизацию самолета и убив осколками двух пассажиров.

Из-за разгерметизации салона лайнер начал экстренное снижение и исчез с экранов радаров советской системы ПВО. Пилот перехватчика также потерял в облаках поврежденный лайнер.

На протяжении последующего часа аварийный рейс 902 пролетел на низкой высоте поперек всего Кольского полуострова, подыскивая место для вынужденной посадки и, после нескольких неудачных попыток, приземлился в сгущавшихся сумерках на лед озера Корпиярви, уже на территории Карелии. На протяжении всего этого времени ПВО не имела никакой информации о судьбе и местоположении самолета.

СССР отказался сотрудничать в расследовании данного инцидента с международными экспертами и не предоставил данные с изъятых с самолета черных ящиков. Сам самолет был разобран и вывезен по частям. Корейская авиакомпания отказалась от него, чтобы не платить за эвакуацию самолета. 95 пассажиров были доставлены в Кемь, и затем в Мурманский аэропорт. 23 апреля 1978 года переданы представителям генконсульства США в Ленинграде и авиакомпании «Пан-Америкэн» и отправлены в Хельсинки. Летчик Су-15 капитан А. Босов за выполнение боевого задания награжден орденом Красной Звезды.

Командир Боинга пилот высочайшего класса Ли Чанг Хью, бывший военный лётчик сумел посадить мало управляемую 200 тонную машину на замёрзшее озеро. Это спасло жизни остальных пассажиров. Позже командир Боинга был допрошен. Он сообщил, что он воевал лётчиком истребителем ещё во Вьетнаме. Закончил воевать в звании полковника. Потом работал 10 лет в гражданской авиакомпании, причём опыт полётов по маршруту рейса 902 тоже 10 лет. С данным экипажем летает 7 лет. Крайний полёт перед этим полётом по этому маршруту был неделю назад. Погода во время полёта была хорошая. На вопрос, как Вы могли так сбиться с курса, командир ответил, что якобы отказала навигационная аппаратура.

Много лет спустя на основании рассекреченных данных черных ящиков была опубликована карта полета рейса 902, которая показывает, что самолет, проходя участок Амстердам-Анкоридж, вскоре после достижения Исландии начал плавный широкий поворот направо. Этот поворот был слишком плавным для того, чтобы его можно было произвести вручную, и объяснением может служить только неисправность навигационного оборудования.

Многие люди испытывают страх полета на авиатранспорте, а ведь это средство передвижения – самое быстрое и удобное.

Рассмотрим, и что чувствует человек, когда падает самолет.Наиболее достоверные сведения о детальных переживаниях можно получить от людей, которые испытали этот опыт на себе.

Каждый несчастный случай – результат влияния нескольких причин, главная из которых – человеческий фактор . То есть традиционно в качестве причины падения воздушного транспорта обычно выступает ошибка, допущенная экипажем.

Еще одна частая причина – авиационный терроризм , что встречается значительно реже. Рассмотрим статистические данные по этому поводу:

  • 60% — аварии, возникшие в ходе ошибок пилотов;
  • 20% — трудности, связанные с техническими неполадками;
  • 15% — ситуации, проявившиеся в ходе погодных условий;
  • 5% — авиационный терроризм и другие факторы.

Главная причина несчастных случаев — человеческий фактор

Самые распространенные ошибки сотрудников авиатранспорта:

  1. Несоблюдение процедур пилотирования по регламенту.
  2. Недостаточно высокий уровень квалификации пилотов.
  3. Ошибка в работе приборов навигации.
  4. Несоблюдение правил технического обслуживания.
  5. Ошибочные ситуации, возникшие по вине наземных диспетчеров.
  6. Проблемы психологического состояния пилота и помощника.

Чаще всего аварии происходят при взлете или посадке самолета , при этом транспортное средство находится в контролируемом управлении, но утрачивает пространственную ориентацию.

Чувства человека при падении самолета

Как показали научные исследования, при возникновении перегрузки транспортного средства человек вряд ли четко запомнит события. Это связано с повышенной защитой сознания.

Пассажиры будут помнить лишь первые секунды , когда самолет начал падать, а на следующих этапах включится защитная реакция организма и сознание отключится.

По данным исследований, в процессе столкновения с землей ни один человек не находился в сознании, это говорит о том, что он не мог испытывать чувства.

Этот факт подтвердили люди, которым удалось выжить в условиях подобного крушения. На вопрос о том, что чувствуют пассажиры падающего самолета, они ответили, что помнят лишь встряску и перегрузку.

Ощущения пассажиров при разгерметизации салона

Давление на столь большой принимает намного более низкие значения, чем над ее поверхностью, как и температурные показатели. Недостаток кислорода препятствует нормальной работе организма.

Современный кинематограф значительно повлиял на общественное сознание, показав, что даже незначительная дырочка на поверхности обшивки приводит к гибели всего пассажирского состава.

На самом деле, все наоборот. Конечно, повреждение обшивки ненормально, но это не говорит о катастрофическом масштабе проблемы.

Основная проблема при разгерметизации салона – недостаток кислорода . Если каждый «путешественник» пристегнут по правилам инструкции, никаких серьезных осложнений возникнуть не должно.

Более того, самолет призван сохранять целостную конструкцию и способен завершить начатый рейс. Главное, чтобы смог своевременно заметить падение давления и тот факт, что снизился уровень кислорода.

При разгерметизации необходимо надеть маски с кислородом

Что происходит с людьми при столкновении с землей

Если посадка контролируемая, пассажиры могут находиться в сознании, но оно замутнено. Чаще всего, ответ на вопрос о том, что чувствуют люди, когда падает самолет, — «ничего».

Мы уже отмечали, что на высоте включается защитная реакция организма, и он впадает во временную спячку , пока ситуация не стабилизируется.

Непроизвольно люди могут ощущать тряску и небольшой страх.

По показаниям лиц, которым удалось пережить крушение авиалайнера, они практически ничего не помнят.

Действия экипажа при крушении самолета

Чтобы создать благоприятные условия для комфортного самочувствия пассажиров, необходимо провести ряд мероприятий.

Во-первых , предотвратить кислородное голодание среди пассажиров, предложив им надеть специальные маски . Дыхание может быть учащенным, а также люди могут испытывать небольшое головокружение. Затем клетки мозга постепенно умирают, поэтому своевременное принятие верных действий призвано предотвратить летальный исход.

Во-вторых , при обнаружении первых признаков неполадок пилоты спускаются на относительно безопасную высоту, составляющую 3-4 км . На этом уровне предполагается достаточное количество кислорода для полноценного дыхания и нормальной жизнедеятельности организма.

После нормализации ситуации необходимо принять решение о дальнейших действиях. Как правило, это аварийная посадка в порту, находящемся поблизости.

Большинство аварий самолетов случаются при взлете или посадке

Что должны сделать пассажиры

Немаловажную роль играет поведение пассажиров во время крушения . Мы рассмотрели, что происходит с людьми во время крушения при падении самолета.

Пассажиры, столкнувшись с факторами декомпрессии, должны придерживаться следующих правил:

  1. Сохранять спокойствие и не нагнетать панические состояния.
  2. Выполнять все, что говорят сотрудники экипажа . Внимательно прислушивайтесь к инструктажу со стороны персонала.
  3. Надеть маски с кислородом и при необходимости помочь в выполнении этой задачи окружающим.
  4. Пристегнуться и спокойно сидеть в кресле во время полета, что позволит избежать травматических последствий в зоне турбулентности.

Можно ли выжить в авиакатастрофе?

Кроме вопроса, что чувствует человек во время авиакатастрофы при падении, невольно возникает другой вопрос: «Можно ли выжить в этой ситуации?» Как показывает практика – конечно, можно. Но при условии, что пилоты своевременно заметили неполадки и приступили к их устранению.

Соблюдение и отсутствие панического состояния гарантирует спокойствие и прекрасное самочувствие пассажиров.

Всегда интересовало, что испытывают люди, в падающем самолете. Обобщив опыт очевидцев, выживших в авиакатастрофах, можно сделать один интересный вывод - не так уж и страшен черт, как его малюют...

Во-первых, больше бойтесь, когда едете на машине в аэропорт. За 2014 год в мире было совершено свыше 33 млн рейсов, произошла 21 авиакатастрофа (причем, больше всего неприятностей в небе приходится на грузовые перевозки), в которых погибло всего 990 человек. Т.е. вероятность авиакатастрофы составляет всего 0,0001%. За тот же год, только в одной России в ДТП погибло погибло 26,963 человека, а по по данным ВОЗ, в мире ежегодно в дорожных авариях погибают 1,2 млн человек и около 50 млн получают травмы.

Во-вторых, судя по статистике, шансов погибнуть на эскалаторе в метро или заразиться СПИДОМ у вас куда больше , чем погибнуть в самолете. Так шанс погибнуть в авиакатастрофе составляет 1 к 11 000 000, тогда как, например, в автокатастрофе - 1 к 5000, поэтому сейчас куда гораздо безопаснее летать, чем водить машину. Более того, с каждым годом авиационная техника становится безопаснее. Кстати, самым неблагополучным с точки зрения безопасности полетов континентом остается Африка: здесь выполнено всего 3% от всех рейсов в мире, но произошло 43% авиакатастроф!

В-третьих, при сильных перегрузках, вы ничего не будете помнить Согласно исследованиям Межгосударственного авиационного комитета, сознание человека в падающем самолете отключается. В большинстве случаев - в первые же секунды падения. В момент столкновения с землей в салоне нет ни одного человека, который бы находился в сознании . Как утверждают, срабатывает защитная реакция организма. Этот тезис, подтверждают те, которым удалось выжить в авиакатастрофах. Тишина сопровождает и незначительные авиаинциденты, подборка видео

Четвертое, опыт, выживших в авиакатастрофах. История Ларисы Савицкой занесена в Книгу рекордов Гиннесса. В 1981 году на высоте 5220 метров самолет Ан-24, в котором она летела, столкнулся с военным бомбардировщиком. В той катастрофе погибло 37 человек. Выжить удалось только Ларисе.

Мне тогда было 20 лет, - рассказывает Лариса Савицкая. - Мы с Володей, моим мужем, летели из Комсомольска-на-Амуре в Благовещенск. Я после взлета сразу уснула. И проснулась от грохота и криков. Лицо обожгло холодом. Потом мне рассказали, что у нашего самолета срезало крылья и снесло крышу. Но неба над головой я не помню. Помню, был туман, как в бане. Я посмотрела на Володю. Он не шевелился. По его лицу хлестала кровь. Я как-то сразу поняла, что он мертв. И приготовилась тоже умереть. Тут самолет развалился, и я потеряла сознание. Когда пришла в себя, удивилась, что еще жива. Почувствовала, что лежу на чем-то жестком. Оказалось, в проходе между креслами. А рядом свистящая бездна. Мыслей в голове не было. Страха тоже. В таком состоянии, в котором была я - между сном и явью, - страха не бывает. Единственное, что вспомнилось: эпизод из итальянского фильма, где девушка после крушения самолета парила в небе среди облаков, а потом, упав в джунгли, осталась жива. Я не надеялась уцелеть. Хотелось только умереть без мучений. Заметила перекладины металлического пола. И подумала: если упаду боком, то будет очень больно. Решила поменять положение и сгруппироваться. Потом доползла до следующего ряда кресел (наш ряд стоял около разлома), села в кресло, вцепилась в подлокотники и уперлась ногами в пол. Все это делала автоматически. Потом смотрю - земля. Совсем близко. Изо всех сил вцепилась в подлокотники и оттолкнулась от кресла. Потом - как зеленый взрыв от веток лиственницы. И снова провал в памяти. Очнувшись, опять увидела мужа. Володя сидел, положив руки на колени, и смотрел на меня остановившимся взглядом. Шел дождь, который смыл кровь с его лица, и я увидела огромную рану у него на лбу. Под креслами лежали мертвые мужчина и женщина...

Позже установили, что кусок самолета - четыре метра в длину и три в ширину, на котором падала Савицкая, спланировал, словно осенний лист. Он упал на мягкую болотистую поляну. Лариса пролежала без сознания семь часов. Потом еще два дня сидела в кресле под дождем и ждала, когда наступит смерть. На третий день встала, начала искать людей и наткнулась на поисковый отряд. Лариса получила несколько травм, сотрясение мозга, перелом руки и пять трещин в позвоночнике. С такими травмами идти нельзя. Но от носилок Лариса отказалась и до вертолета дошла сама.

Авиакатастрофа и гибель мужа остались с ней навсегда. По ее словам, у нее притуплены чувства боли и страха. Она не боится смерти и по- прежнему спокойно летает на самолетах.

Другой случай подтверждает отключение сознания. Арина Виноградова - одна из двух выживших стюардесс самолета Ил-86, который в 2002 году, едва взлетев, упал в "Шереметьево". На борту находились 16 человек: четыре пилота, десять бортпроводников и два инженера. Остались в живых только две бортпроводницы: Арина и ее подруга Таня Моисеева. Говорят, в последние секунды перед глазами прокручивается вся жизнь. Со мной такого не было, - рассказывает "Известиям" Арина. - Мы с Таней сидели в первом ряду третьего салона, у аварийного выхода, но не на служебных креслах, а на пассажирских. Таня напротив меня. Рейс был техническим - нам просто нужно было вернуться в "Пулково". В какой-то момент самолет затрясло. Это бывает у "Ил-86". Но я почему-то поняла, что мы падаем. Хотя ничего вроде не произошло, не было сирены или крена. Испугаться не успела. Сознание мгновенно куда-то уплыло, и я провалилась в черную пустоту. Очнулась я от резкого толчка. Сначала ничего не понимала. Потом понемногу разобралась. Оказалось, что лежу на теплом двигателе, заваленная креслами. Сама отстегнуться не смогла. Начала кричать, колотить по металлу и тормошить Таню, которая то поднимала голову, то снова теряла сознание. Нас вытащили пожарные и развезли по разным больницам.

Арина по-прежнему работает бортпроводницей. Авиакатастрофа, по ее словам, не оставила в душе травмы. Однако на Татьяну Моисееву происшедшее повлияло очень сильно. С тех пор она больше не летает, хотя из авиации не ушла.

В-пятых, авиакатастрофа является позитивным опытом для выживших! Ученые пришли к уникальным выводам: люди, выжившие в авиакатастрофах, впоследствии оказывались более здоровыми с психологической точки зрения. Они проявляли меньше беспокойства, тревоги, не впадали в депрессию и не испытывали посттравматического стресса, в отличие от испытуемых из контрольной группы, никогда не имевших подобного опыта.

В заключение предлагаю вашему вниманию, выступление Рика Элиаса, который сидел на первом ряду в самолёте, совершившим аварийную посадку в реку Гудзон в Нью-Йорке в январе 2009. Вы узнаете, какие мысли пришли ему в голову пока обречённый самолёт падал вниз...

По-прежнему боитесь летать?-)