Перспективы суперджет 100 на год. «Суперджет» выигрывает у «Embraer» или «Bombardier» - Юрий Слюсарь. Как продвигается проект с китайцами по широкофюзеляжному дальнемагистральному самолету

Производитель Superjet 100 ждет от американского офиса по контролю за иностранными активами OFAC, входящего в структуру , разрешения на поставку самолетов в Иран. Тем временем европейские и американские авиастроители, не обремененные подобными ограничениями, уже подписали с Тегераном контракты на миллиарды долларов. В причинах и последствиях сложившейся ситуации разбиралась .

Санкции навсегда

Производитель лайнера Sukhoi Superjet 100 - - сможет более предметно вести переговоры с иранскими авиакомпаниями только после того, как получит одобрение от американской стороны, заявили «Ленте.ру» в (ОАК).

«В связи с наличием в самолете SSJ100 американских комплектующих мы готовим документы для подачи в OFAC (Office of Foreign Assets Control) - орган по контролю за иностранными активами американского казначейства - для получения одобрения на поставку SSJ100 в Иран», - пояснили в ОАК, но подробностями, в том числе о сроках получения разрешений, не поделились. Таким образом, выход SSJ100 на иранский рынок затягивается на неопределенный срок.

Sukhoi Superjet 100 (SSJ100) - региональный самолет, разработанный и произведенный компанией «Гражданские самолеты Сухого» при участии Alenia Aermacchi. Базовая версия имеет дальность 3048 километров, а модификация LR - 4578 километров. Самолет способен перевозить от 75 до 95 пассажиров.

Еще в феврале 2016 года вице-президент ОАК оценивал потенциальный рынок в Иране региональных самолетов, таких как Superjet, в 100 единиц. А в феврале 2017-го министр энергетики России, сопредседатель российско-иранской межправкомиссии о готовности Исламской Республики в ближайшее время купить 12 самолетов SSJ100.

Подразделение американского OFAC - ключевая структура, контролирующая соблюдение санкций, в том числе против Кубы, Ирана, Северной Кореи и других государств. Адвокат бюро «Деловой фарватер» поясняет, что поставка самолетов без одобрения OFAC грозит обострением внешнеполитической обстановки и ухудшением дипломатических отношений между странами. Кроме того, нарушитель санкционных запретов может быть оштрафован. Так, французскому банку BNP Paribas пришлось заплатить 9 миллиардов долларов за транзакции в интересах клиентов из Ирана, Судана и Кубы. Парадоксальность ситуации заключается в том, что санкции, формально препятствующие поставке Superjet с американскими комплектующими, были сняты с Ирана еще в 2016 году, о чем официально объявил сам OFAC.

Фото: Александр Кряжев / РИА Новости

Пока ГСС ждет ответа от структуры Минфина США, конкуренты отечественных авиастроителей уже занимают место под солнцем. В декабре 2016 года Airbus заключил с иранскими властями крупнейший контракт на общую сумму 18 миллиардов долларов, предполагающий поставку 100 самолетов. Тогда же с Тегераном договорилась американская : она продаст иранским перевозчикам 80 лайнеров на 16,6 миллиарда долларов.

Крупнейшими заграничными заказчиками SSJ 100 являются мексиканская Interjet (30 воздушных судов) и ирландская CityJet (15 самолетов). Общий портфель твердых (с обязательством приобрести) заказов на SSJ 100 составляет 206 единиц - практически столько же, как на МС-21, еще не поступивший в серийное производство. По данным ГСС, в настоящее время эксплуатируется 102 самолета Superjet.

Население Ирана всего вдвое меньше, чем в России. При этом иранские авиалинии эксплуатируют чуть больше 100 самолетов, средний возраст которых превышает 25 лет. Младший партнер практики «Промышленность» консалтинговой группы «НЭО Центр» , ссылаясь на экспертные данные, оценивает дополнительную потребность иранского рынка в пассажирских самолетах в 400-500 единиц. Поэтому, полагает он, даже с учетом крупного заказа у Airbus и Boeing рынок Ирана все еще нельзя считать насыщенным.

Козырь в рукаве

Доля импорта в поставках материалов и товаров для SSJ100 за девять месяцев 2016 года составила 72 процента с учетом двигателей, на которые приходится около 34 процентов от материальных затрат в структуре себестоимости воздушного судна, сообщается в финансовом отчете «Гражданских самолетов Сухого». Отмечается также, что компания проводит мероприятия по импортозамещению части систем и оборудования для SSJ100.

«Superjet использует ряд ключевых систем производства американских корпораций: Hamilton Sundstrand - авионика, Goodrich Corporation - колесные тормоза и управление тормозами, Parker - гидравлическая система, Honeywell - вспомогательная силовая установка. Выбор поставщиков определяется качеством продукции, накопленными компетенциями, условиями сотрудничества», - говорит Демин. Самолет комплектуется также европейскими узлами: Thales поставляет авионику, двигатель производит компания PowerJet ( и французской Snecma). Финальная сборка двигателя осуществляется в Рыбинске. Демин отмечает, что Hamilton Sundstrand, Parker, Honeywell являются поставщиками ключевых конкурентов ГСС в сегменте воздушных судов вместимостью от 61 до 120 кресел - Embraer и Bombardier. Пока отечественные производители, по его мнению, уступают в качестве, технологичности и надежности многих систем, а процесс замещения слишком долгий и затратный.

Исполнительный директор агентства «Авиапорт» полагает, что технически Россия сможет заместить американские комплектующие, но Иран не станет ждать. Кроме того, замечает он, объем сделки по поставке воздушных судов в Исламскую Республику «не позволит окупить инвестиции в такого рода импортозамещение», и по узкофюзеляжным среднемагистральным самолетам России «будет сложно успеть к разделу рынка». Но у SSJ100 есть шанс занять свою нишу, поскольку она фактически не пересекается с Airbus и Boeing, которые выпускают вместительные дальне- и среднемагистральные самолеты. Правда, и потребности в машинах до 100 кресел ниже, чем в 150-200 местных лайнерах, добавляет Пантелеев. «Все мировые производители бьются за поставку даже одного-единственного самолета. Здесь же речь может идти о десятках машин. При годовой программе выпуска SSJ100 около 30 штук это очень серьезно», - подчеркивает эксперт.

Аналитик «Алор Брокер» Кирилл Яковенко полагает, что Тегеран после снятия санкций мог использовать контакты с «Гражданскими самолетами Сухого» в качестве козыря, чтобы сбить цену на американские и европейские воздушные суда. Иран, по словам Яковенко, пошел по наиболее выгодному для него пути: старый авиапарк страны состоял именно из Airbus и Boeing, к ним привыкли пилоты и персонал, под эти типы судов создана инфраструктура. Для ГСС, по его мнению, санкции «фактически поставили крест на возможности беспрепятственной экспансии на иранский рынок в отсутствии конкуренции со стороны двух ведущих авиастроительных корпораций».

Владислав Масалов

Российские чиновники и авиастроители не скрывают, что в плане продвижения за рубеж возлагают большие надежды на новый ближне-среднемагистральный лайнер. У разработчика самолета - - уже имеются иностранные заказчики по так называемым мягким контрактам (с возможностью покупки в будущем), условия которых компания не раскрывает. Самолет заявлен в качестве конкурента новейшим Boeing-737 MAX и Airbus A320neo. Сможет ли он успешно соперничать с ними - пока сказать сложно. Остается надеяться, что зависимость от иностранных партнеров будет ниже хотя бы потому, что при установке отечественного двигателя ПД-14 самолет будет «импортным» лишь на 40 процентов.

Дополнение: Уже после публикации материала в ГСС уточнили «Ленте.ру», что заявка, касающаяся поставки в Иран Sukhoi Superjet 100, уже направлена в OFAC и находится на рассмотрении. «Срок ее рассмотрения индивидуален для каждого случая и не регламентирован OFAC», - добавил представитель компании.

«Сегодня у западных производителей показатели эксплуатационной надежности превышают 99%, притом что у них в эксплуатации не 100 самолетов, а тысячи. Мы же говорим о том, что SSJ-100 должен конкурировать с ними, но при этом наблюдаем еще и падение показателей», — констатирует главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. Прямыми конкурентами российского ближнемагистрального лайнера являются Embraer-190/195 и Bombardier CS100.

По мнению Гусарова, снижение эксплуатационной надежности российского самолета может быть связано с тем, что производитель не может поддерживать ее на прежнем уровне, когда количество машин в коммерческой эксплуатации увеличивается. Это мнение подтверждают данные исследования, согласно которым один из самых низких показателей эксплуатационной надежности — 95,81% — у «Аэрофлота», самого крупного покупателя SSJ-100 (в парке 30 штук). В то же время, например, у тайской Royal Thai Air Force эксплуатационная надежность двух самолетов составляет 100%.


Главный редактор журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий также считает, что ГСС «явно есть что улучшать». Он отмечает, что парк SSJ-100 вырос почти на треть, в том числе за счет новых покупателей, например, ирландской авиакомпании CityJet.

Представитель «Аэрофлота» не стал комментировать показатели надежности SSJ-100, отметив лишь, что авиа​компания находится «в постоянном контакте с производителем», высказывает «свои пожелания» и указывает «на места, требующие особого внимания со стороны разработчика».

«Прямой связи между показателем эксплуатационной надежности и безопасностью полетов для пассажира нет», — уточняет Роман Гусаров, поясняя, что показатель надежности будет снижаться в результате как серьезных поломок, так и «элементарно перегоревшей лампочки». Такого же мнения придерживается Алексей Синицкий.


За последний год было несколько сообщений о технических проблемах SSJ-100. В январе 2017 года авиакомпания «Якутия» сообщила, что обнаружила дефект стабилизатора у двух из четырех имеющихся в ее парке самолетов SSJ-100. Ранее с аналогичными проблемами столкнулся «Аэрофлот», который отменил из-за этого ряд рейсов.​

Вопрос о технической надежности SSJ-100 в июне рассматривался на уровне главы правительства. В итоге Дмитрий Медведев Минпромторгу, Минтрансу, Росавиации и Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) совместно с «Аэрофлотом» разработать комплекс мер по улучшению технических показателей исправности и налета SSJ-100 до «соответствующих мировому уровню».

ГСС до 2036 года выпустить еще 600 SSJ-100 для российского и мирового рынка. ​Результаты исследования ГСС и Alenia Aermacchi вряд ли повлияют на продажи самолета, отмечает Гусаров. «Сейчас продажи SSJ идут исключительно за счет программ господдержки. Это экономически выгодно [авиа]компаниям», — говорит он. В июле «Аэрофлот» заключил контракт на покупку 20 этих самолетов.

Производитель российских самолетов "Суперджет-100", компания "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС) прорабатывает проект создания укороченной версии лайнера на 75-78 кресел. У этих самолетов есть потенциальный заказчик, которому проект должен быть представлен до конца февраля. Об этом заявил на авиасалоне в Дубае глава ГСС Александр Рубцов. Также он отметил, что итогом выставки в ОАЭ стали предварительные договоренности о продаже порядка 20 "Суперджетов" в стандартной компоновке и нескольких в vip-комплектации. Кроме того, рассказал и о некоторых планах по магистральному самолету МС-21.

"В настоящий момент проект обсуждается, прорабатывается. Речь идет о десятках самолетов", - признался Рубцов, говоря о 75-местном "Суперджете".

Глава ГСС не конкретизировал, о российском или зарубежном заказчике идет речь. Однако отметил, что компания предпринимает значительные усилия по увеличению экспортных поставок. По его словам, в ближайшие годы более 50 процентов продаж будет приходиться на внешние рынки.

Он напомнил, что первоначально SSJ100 проектировался именно как 75-местный самолет. Есть соответствующие технические наработки, поэтому перспективы реализации проекта неплохие.

Но вместе с тем компания рассматривает и вариант увеличения числа посадочных мест.

"Сейчас нам нужна экспансия в смежные сегменты. Мы рассматриваем возможность развития Sukhoi Superjet 100 в сторону, с одной стороны, сокращения количества кресел до 75-78 мест и тем самым облегчения самолета. С другой стороны, в сторону увеличения до 110 кресел. Параллельно будет вестись работа по совершенствованию конструкции, повышению надежности и улучшению качества ППО (послепродажного обслуживания - прим. ред.)", - рассказал глава ГСС.

Сейчас вместимость "Суперджета" в стандартной компоновке составляет 98 пассажиров, есть компоновка и на 103 места. В этом сегменте рынка Россия уже добилась успеха, но развить его будет сложно.

"Говорить о том, что мы кратно увеличим продажи SSJ100, тяжело, потому что весь объем рынка региональных самолетов сейчас оценивается в цифрах порядка 100-120 самолетов. Мы ежегодно производим и продаем 30-35 "Cуперджетов" - это колоссально много, почти 40 процентов рынка", - сказал Рубцов.

Тем не менее на авиасалоне в Дубае "Суперджету", который здесь представлен в VIP-комплектации, удалось привлечь внимание покупателей. И не только из стран ближневосточного региона.

"Мы предварительно договорились с Азербайджаном о поставке Sukhoi Superjet 100 в VIP-комплектации, - говорит Рубцов. - Возможно, в поставке будет несколько самолетов. По одной договорились точно, по опциям еще будем разговаривать".

Но гораздо больше самолетов в итоге может быть продано покупателям из некой азиатской страны. Рубцов лишь приоткрыл завесу: "Это соседи Индии. Речь идет о потенциально большом заказе". А также африканцам, которые в настоящий момент ищут замену устаревшей технике.

Есть и интерес со стороны европейских авиалиний. По словам главы ГСС, своего рода проводником "Суперджетов" в Старый свет будет ирландский перевозчик CityJet, эксплуатирующий в настоящий момент несколько российских самолетов.

"CityJet обуславливает дальнейшие продажи в Европе. Обуславливает тем, что ставит перед нами задачу повышения качества поддержки самолетов в период их эксплуатации, достижения уровня этой поддержки даже выше, чем у европейских конкурентов. На недавней встрече у нас был непростой обмен мнениями, но мы под этими задачами подписались. Будем их исполнять", - резюмировал глава ГСС.

Отдельная тема - новый магистральный самолет МС-21. Пока в Дубае он представлен лишь в виде макета. Но интерес к нему огромный. Уже сейчас можно говорить о том, что лайнер будет востребован.

Поэтому России необходимо уже сейчас думать о том, чтобы в разы увеличить планы по производству самолетов МС-21, уверен Рубцов.

"Задача, которую, на мой взгляд, надо ставить, это существенное увеличение мощностей для производства МС-21. Перспективный спрос на самолет позволяет говорить о гораздо более амбициозных масштабах выпуска, чем запланированные на сегодняшний день мощности, способные дать в перспективе до 70 машин в год", - подчеркнул Рубцов.

По его мнению, ежегодно должны выпускаться минимум 70-100 машин в 180-кресельной компоновке и 100-140 самолетов в размерности 250 кресел.

По МС-21-400 подробностей пока не так много. "Машина явно опережает рынок с точки зрения стоимости кресло-километр - ожидается, что она будет на 15 процентов экономичнее конкурентов", - отметил Рубцов. Однако о сроках его появления говорить рано.

На рубеже 2020 - 2022 годов может появиться и VIP-версия МС-21, отметили в ГСС.

В 2017 г. "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС) выпустили 34 российских региональных самолета SSJ 100. Это почти на 55% больше, чем по итогам 2016 г. Предыдущий рекорд по темпам выпуска зафиксирован в 2014 г., когда было произведено 37 SSJ 100.

При этом по итогам года ГСС поставили 30 SSJ 100. В основном самолеты передавались лизингодателям "ВЭБ-лизинг" (начал поставки ВС этого типа "Аэрофлоту" в рамках контракта на 20 бортов) и Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК). Последняя осуществляет передачу SSJ 100 в том числе для авиакомпаний "Ямал", "Азимут" и "ИрАэро".

Отметим, что "Азимут" - это новый эксплуатант SSJ 100, начавший операционную деятельность во второй половине 2017 г., который строит свой парк только на машинах этого типа. В ГСС также напоминают, что новым иностранным оператором российского самолета в текущем году стала Brussels Airlines, которая взяла ВС на условиях мокрого лизинга у ирландской CityJet. Кстати, в Европе в этом году началась коммерческая эксплуатация самолетов SSJ 100, способных подниматься в воздух с укороченных взлетно-посадочных полос (речь идет об опции B100, предусматривающей установку двигателей с увеличенной тягой).

Что касается передачи SSJ 100 конечным эксплуатантам, то известно, что в первом полугодии ГСС поставили шесть машин. Тогда производитель объяснил такое небольшое количество поставок особенностями графика, в соответствии с которым основную долю самолетов планировалось передать во втором полугодии. Кто именно принял шесть бортов, не уточнялось, однако из открытых источников следовало, что за полгода в коммерческую эксплуатацию ввели как минимум 13 новых ВС производства ГСС: четыре - "ИрАэро" (RA-89075, RA-89076, RA-89077, RA-89078), шесть ВС - "Ямал" (RA-89068, RA-89069, RA-89070, RA-89071, RA-89072, RA-89073), три ВС - CityJet (EI-FWF, EI-FWE, EI-FWD). Во второй половине года SSJ 100 принимали "Аэрофлот" (пять ВС), "Азимут" и "Ямал" (один борт).

В начале текущего года прежнее руководство ГСС отмечало, что в 2017–2019 гг. производитель планирует поставлять до 40 самолетов SSJ 100 в год. Около 35 из них будут приходиться на новые ВС, 5 - на ресурсные. Что касается планов по продажам на 2018 г., то в декабре 2017 г. глава Минпромторга Денис Мантуров сократил этот прогноз с 38 машин до 30.

С момента выкатки первого прототипа SSJ 100, которая состоялась 10 лет назад, в ГСС произвели более 150 самолетов. По состоянию на декабрь 2017 г. в эксплуатации у российских и зарубежных авиакомпаний, а также в госструктурах находится более 100 российских машин. В общей сложности ВС этого типа выполнили свыше 240 тыс. коммерческих рейсов длительностью более 370 тыс. л. ч.

"Общий спрос в сегменте 100-местных самолетов в период 2017–2036 гг. может превысить 2300 воздушных судов. В ближайшие пять лет планируется поставить порядка 170–180 самолетов, включая бизнес-версии, с расчетом выхода на поставки 35–40 самолетов в год", - говорится в сообщении ГСС.

(опубликовано: maverick-lab )

  • 09 Jul 2019 17:58 Россия выпустит ещё 200 Sukhoi Superjet 100 - Несмотря на аварию самолета Sukhoi Superjet 100, Россия планирует выпустить еще как минимум 200 самолетов этой марки. Данную информацию публикует Reuters со ссылкой на министра промышленности Дениса Мантурова. Министр промышленности и торговли России Денис Мантуров в ходе интервью, данного агентству... … (+4)
  • 28 Jun 2019 15:44 Надежность и качество: на "Сатурне" прошел очередной этап европейского аудита производства двигателя SaM146 - В ПАО ОДК - Сатурн (входит в Объединенную двигателестроительную компанию госкорпорации Ростех) состоялся надзорный аудит производства серийных двигателей SaM146 на соответствие требованиям Европейского агентства по авиационной безопасности. Проверяющие посетили две площадки: третьего июня они... … (+6)
  • 04 Jul 2019 15:59 "Северсталь" получит новый SSJ 100 с законцовками - На ульяновском авиапредприятии Авиастар-СП впервые установили интерьер на российском самолете Superjet 100 с горизонтальными законцовками крыла, сообщается на сайте завода. Воздушное судно с регистрационным номером RA-89135 предназначено для авиакомпании Северсталь. Новый борт стал 110-м по... … (+6)

Самолетв SSJ-100 / Фото: Defence.ru

В 2017 году "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС) выпустили 34 российских региональных самолета SSJ 100 . Это почти на 55% больше, чем по итогам 2016 года. Предыдущий рекорд по темпам выпуска зафиксирован в 2014 году., когда было произведено 37 SSJ 100 .

При этом по итогам года ГСС поставили 30 SSJ 100. В основном самолеты передавались лизингодателям "ВЭБ-лизинг" (начал поставки ВС этого типа "Аэрофлоту" в рамках контракта на 20 бортов) и Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК). Последняя осуществляет передачу SSJ 100 в том числе для авиакомпаний "Ямал", "Азимут" и "ИрАэро".

Отметим, что "Азимут" - это новый эксплуатант SSJ 100, начавший операционную деятельность во второй половине 2017 ггда, который строит свой парк только на машинах этого типа. В ГСС также напоминают, что новым иностранным оператором российского самолета в текущем году стала Brussels Airlines, которая взяла ВС на условиях мокрого лизинга у ирландской CityJet. Кстати, в Европе в этом году началась коммерческая эксплуатация самолетов SSJ 100 , способных подниматься в воздух с укороченных взлетно-посадочных полос (речь идет об опции B100 , предусматривающей установку двигателей с увеличенной тягой).

В ближайшие пять лет ГСС планируют поставить порядка 170–180 самолетов, включая бизнес-версии / Фото: ГСС

Что касается передачи SSJ 100 конечным эксплуатантам, то известно, что в первом полугодии ГСС поставили шесть машин . Тогда производитель объяснил такое небольшое количество поставок особенностями графика, в соответствии с которым основную долю самолетов планировалось передать во втором полугодии. Кто именно принял шесть бортов, не уточнялось, однако из открытых источников следовало, что за полгода в коммерческую эксплуатацию ввели как минимум 13 новых ВС производства ГСС: четыре - "ИрАэро" (RA-89075, RA-89076, RA-89077, RA-89078), шесть ВС - "Ямал" (RA-89068, RA-89069, RA-89070, RA-89071, RA-89072, RA-89073), три ВС - CityJet (EI-FWF, EI-FWE, EI-FWD). Во второй половине года SSJ 100 принимали "Аэрофлот" (пять ВС), "Азимут" и "Ямал" (один борт).

В начале текущего года прежнее руководство ГСС отмечало, что в 2017–2019 годах производитель планирует поставлять до 40 самолетов SSJ 100 в год. Около 35 из них будут приходиться на новые ВС, 5 - на ресурсные. Что касается планов по продажам на 2018 год, то в декабре 2017 года. глава Минпромторга Денис Мантуров сократил этот прогноз с 38 машин до 30.

С момента выкатки первого прототипа SSJ 100, которая состоялась 10 лет назад, в ГСС произвели более 150 самолетов. По состоянию на декабрь 2017 года в эксплуатации у российских и зарубежных авиакомпаний, а также в госструктурах находится более 100 российских машин. В общей сложности ВС этого типа выполнили свыше 240 тыс. коммерческих рейсов длительностью более 370 тыс. л. ч.