Сванетия аэропорт. Как добраться до Местии (Сванетия): самолет, поезд, автобус. Маршрутка Зугдиди – Местия


В арабских странах власти и бизнес гонятся за величиной. Они хотят, чтобы им принадлежало все самое-самое на свете: самое большое, самое дорогое. Но размер, как известно, это не главное. В подтверждение этим словам можно привести недавно открывшийся в высокогорном грузинском поселке Местиа аэропорт.




В последние годы Грузия преображается прямо на глазах. Особенно это заметно в прибрежном курортном городе Батуми, меняющем свой облик стремительными темпами. Мы уже рассказывали на нашем сайте про , выглядящий как несколько камней, уложенных друг на друга, и про невероятных форм на границе с Турцией в паре десятков километров от Батуми.



Но изменения происходят не только в этом городе, они затронули всю страну, даже отдаленный горный поселок Местиа. Раньше до него можно было добраться только на внедорожнике. И потому, несмотря на огромный туристический потенциал (самобытная культура, сванские оборонные башни, нетронутая природа, горные спуски), туристы в Местиа практически не наведывались.

Но сейчас здесь активно сооружается новый, в будущем, весьма популярный горный курорт: строятся гостиницы, сооружается дорога через горы. А в декабре в Местиа уже открылся аэропорт.



Конечно, для того маленького городка вовсе не нужен аэропорт размерами с Шарль де Голль. Поэтому размеры открывшегося объекта довольно скромны. Но это вовсе не мешает ему быть выглядеть интересно и оригинально.

Ведь стараниями немецкой архитектурной компании J. Mayer H. Architects (они, кстати, создали и проект погранперехода в Сарпи) в этом небольшом здании объединены и современная европейская архитектура, и традиционная архитектура сванов (субэтноса грузинского народа).

Так, при всей хай-течности дизайна, самый высокий элемент того аэропорта будет как бы перекликаться со сванскими башнями, находящимися от него на расстоянии какого-то километра.



Причем, аэропорт этот был сооружен всего за три месяца, так, чтобы уже этой зимой в этом поселке появились первые туристы (первые гостиницы и подъемники были запущены также к декабрю).
Рейсы из Тбилиси в Местиа на небольших, одномоторных самолетах будет совершать канадский аэроперевозчик Kenn Borek Air.


Постепенно и до постсоветского пространства добралась мировая тенденция, согласно которой аэропорты и железнодорожные вокзалы должны быть не только удобными инфраструктурными объектами, но и шедеврами архитектуры , настоящими визитными карточками городов, в которых они находятся. И сегодня мы расскажем про 8 самых необычных аэропортов в России и соседних странах.

Аэропорт Царицы Тамары. Местиа, Грузия

Несколько лет назад власти Грузии решили начать масштабную реконструкцию городка Местиа в Сванетии, надеясь превратить его в популярное всесезонное туристическое место, где можно насладиться прекрасными горными видами, а также историей и архитектурой сванов – грузинских горцев.



Существенным минусом Местиа стало его расположение глубоко в горах. И бороться с транспортной проблемой власти решили не только посредством строительства современной трассы через ущелья, но и при помощи возведения – небольшого, но симпатичного и уютного.



Аэропорт Царицы Тамары в Местиа создан по проекту немецкой архитектурной компании J. Mayer H. Architects. Он рассчитан на прием нескольких небольших самолетов в день. А своими формами здание перекликается со знаменитыми сванскими башнями – средневековыми архитектурными сооружениями, носившими хозяйственную и оборонительную функцию.

Аэропорт в Астане. Казахстан

Основанный еще в 1931 году, этот аэропорт долгое время был скромным областным авиавокзалом, соединяющим город с другими населенными пунктами Советского Союза. Его судьбу резко изменил перенос столицы Казахстана в середине девяностых из Алматы с Целиноград, переименованный по этому случаю в Астану.



Сейчас аэропорт казахской столицы является одним из самых крупных и современных во всей Средней Азии. В 2005 году в нем состоялось открытие нового пассажирского терминала с центральным объемом в виде огромного, светящегося в ночи купола со срезанной лицевой стороной.

Аэропорт Ханты-Мансийск. Россия

Ханты-Мансийск также сильно вырос и изменился к лучшему в последние два десятилетия. Этот город стал одним из центров российской газовой промышленности. В нем появилось множество зданий с восхитительной архитектурой, одним из которых стал новый терминал аэропорта.



В Ханты-Мансийске, несмотря на название, ханты и манси вместе составляют чуть более пяти процентов от населения города. Тем не менее, их традиции и культура бережно сохраняются и культивируются. И даже новый терминал аэропорта стилизован под огромный чум, в котором живут народы оленеводов, давшие имя автономному округу и его столице.

Аэропорт Звартноц. Ереван, Армения

А в армянской столице прекрасный, необычный аэропорт появился еще в советские времена. Кавказским архитекторам в СССР вообще позволяли вольности, недоступные зодчим из других республик. И в доказательство тому можно привести необычные формы аэровокзала «Звартноц» в Ереване.



Воздушные ворота Еревана выглядят, будто это огромная летающая тарелка, приземлившаяся на поле в двенадцати километрах от столицы Армении. Впрочем, открытый в 1980 году комплекс к нашему времени заметно устарел. И аргентинская компания Corporation America, занимающаяся его эксплуатацией, всерьез задумывается над сносом этого сооружения и постройкой на его месте современных терминалов.

Аэропорт им. Гейдара Алиева. Баку, Азербайджан

В другой кавказской столице, Баку, в аэропорту также есть здание, похожее на НЛО. Но в список самых необычных аэровокзалов постосоветского пространства этот объект попал благодаря другому сооружению. Осенью 2013 года там открылся , созданный по проекту известной архитектурной компании Arup.





Огромное здание площадью 65 тысяч квадратных метров с высоты напоминает птицу, расправившую свои крылья в полете, или огромный самолет, взмывающий над взлетно-посадочной полосой.

Аэропорт Таллинн. Эстония

Вполне уместным можно считать появление зданий в виде шатров в городах и странах, населенных некогда кочевыми народами, к примеру, в Ханты-Мансийске, или Саудовской Аравии. Но еще в 1980 году в Таллинне был построен терминал аэропорта, который со стороны напоминает гигантскую палатку. Видимо, таким образом архитектор намекал на огромный туристический потенциал небольшой республики Эстония.

Аэропорт Белгород. Россия

В июле 2013 года в Белгороде произошло знаменательное событие – в тамошнем аэропорту открылся новый терминал, превращающий старый аэровокзал в современный комплекс, куда не стыдно пригласить туристов со всего мира.



Здание с огромным изогнутым навесом у входа имеет площадь 12200 квадратных метров. Новый терминал позволил увеличить пропускную способность аэропорта в Белгороде сразу в четыре с половиной раза – со 100 до 450 человек в час.

Пулково. Санкт-Петербург, Россия

А осенью 2013 года ликовали любители авиационной архитектуры уже и в Санкт-Петербурге. Там был введен в эксплуатацию новый терминал аэропорта Пулково, построенный по проекту известнейшей международной архитектурной компании Grimshaw Architects.





Внутренняя планировка нового терминала в Пулково перекликается с архитектурно-планировочной традицией Санкт-Петербурга. Разные зоны здания соединены между собой мостами, будто это острова, на которых расположен исторический центр Северной столицы России. При этом к радости пассажиров и работников упомянутые мосты не разводятся на ночь.


К Чемпионату Мира по футболу 2018 года в Ростове-на-Дону будет построен новый терминал аэропорта, проект которого разработала лондонская архитектурная студия Twelve Architects. Внешний вид этого здания основан на концепции моста, соединяющего Ростов с другими городами и странами. А сама конструкция сооружения будет состоять из нескольких параллельных элементов, стилизованных под мостовые арки.


: UGMS

Информация Тип

гражданский

Страна

Грузия Грузия

Расположение

Координаты : 43°03′11″ с. ш. 42°44′56″ в. д.  /  43.05306° с. ш. 42.74889° в. д.  / 43.05306; 42.74889 (G) (Я)

Дата открытия

В 2015 году аэропортом воспользовались более 4,4 тысячи пассажиров (что на 232,5 % больше чем в 2014 году) .

Годовой пассажиропоток
Год Пассажиропоток Изменение
2010 0 0 45
2011
4580
10 177,8 %
2012
2922
36,2 %
2013
0 885
69,7 %
2014
1343
151,8 %
2015
4465
232,5 %

Напишите отзыв о статье "Аэропорт имени Царицы Тамары"

Примечания

Ссылки

  • , www.gcaa.ge

Отрывок, характеризующий Аэропорт имени Царицы Тамары

– Ну, что ж вы молчите? Кто у вас там в венгерца наряжен? – строго шутил полковой командир.
– Ваше превосходительство…
– Ну что «ваше превосходительство»? Ваше превосходительство! Ваше превосходительство! А что ваше превосходительство – никому неизвестно.
– Ваше превосходительство, это Долохов, разжалованный… – сказал тихо капитан.
– Что он в фельдмаршалы, что ли, разжалован или в солдаты? А солдат, так должен быть одет, как все, по форме.
– Ваше превосходительство, вы сами разрешили ему походом.
– Разрешил? Разрешил? Вот вы всегда так, молодые люди, – сказал полковой командир, остывая несколько. – Разрешил? Вам что нибудь скажешь, а вы и… – Полковой командир помолчал. – Вам что нибудь скажешь, а вы и… – Что? – сказал он, снова раздражаясь. – Извольте одеть людей прилично…
И полковой командир, оглядываясь на адъютанта, своею вздрагивающею походкой направился к полку. Видно было, что его раздражение ему самому понравилось, и что он, пройдясь по полку, хотел найти еще предлог своему гневу. Оборвав одного офицера за невычищенный знак, другого за неправильность ряда, он подошел к 3 й роте.
– Кааак стоишь? Где нога? Нога где? – закричал полковой командир с выражением страдания в голосе, еще человек за пять не доходя до Долохова, одетого в синеватую шинель.
Долохов медленно выпрямил согнутую ногу и прямо, своим светлым и наглым взглядом, посмотрел в лицо генерала.
– Зачем синяя шинель? Долой… Фельдфебель! Переодеть его… дря… – Он не успел договорить.
– Генерал, я обязан исполнять приказания, но не обязан переносить… – поспешно сказал Долохов.
– Во фронте не разговаривать!… Не разговаривать, не разговаривать!…
– Не обязан переносить оскорбления, – громко, звучно договорил Долохов.
Глаза генерала и солдата встретились. Генерал замолчал, сердито оттягивая книзу тугой шарф.
– Извольте переодеться, прошу вас, – сказал он, отходя.

– Едет! – закричал в это время махальный.
Полковой командир, покраснел, подбежал к лошади, дрожащими руками взялся за стремя, перекинул тело, оправился, вынул шпагу и с счастливым, решительным лицом, набок раскрыв рот, приготовился крикнуть. Полк встрепенулся, как оправляющаяся птица, и замер.
– Смир р р р на! – закричал полковой командир потрясающим душу голосом, радостным для себя, строгим в отношении к полку и приветливым в отношении к подъезжающему начальнику.
По широкой, обсаженной деревьями, большой, бесшоссейной дороге, слегка погромыхивая рессорами, шибкою рысью ехала высокая голубая венская коляска цугом. За коляской скакали свита и конвой кроатов. Подле Кутузова сидел австрийский генерал в странном, среди черных русских, белом мундире. Коляска остановилась у полка. Кутузов и австрийский генерал о чем то тихо говорили, и Кутузов слегка улыбнулся, в то время как, тяжело ступая, он опускал ногу с подножки, точно как будто и не было этих 2 000 людей, которые не дыша смотрели на него и на полкового командира.

Грузия. Перелет из Тбилиси в Сванетию. June 14th, 2011

Ставка на развитие авиации сделана верная, поскольку приличный западный турист выбирает путешествие в первую очередь самолетом, это экономия времени и нервов, а в маленькой стране с неоднозначной пока репутацией (для туриста) это еще и вопрос безопасности. Кроме того, как известно, инфраструктурные проекты - один из основных рычагов экономического подъема.

На фоне этого развития грузинские авиакомпании разорялись одна за другой. Совсем исчезла с рынка компания Грузинские Международные авиалинии (бывшая Евролайн). Полностью прекратила пассажирские рейсы Sky Georgia, не так давно обещавшая впервые в истории открыть прямые рейсы в Нью-Йорк, правда сайт компании обещает возобновление пассажирских рейсов летом этого года. Air Batumi избавились от своего старого Боинга после сезона неудачной работы на рынке Батуми, анонсировали скорое появление Fokkera-50, более подходящего для линий малой протяженности, но анонс на сайте компании висит уже несколько месяцев, а рейсы все еще не выполняются. На этом фоне дела у национального перевозчика Эирзены - Грузинских авиалиний обстоят относительно хорошо, хотя компания вынуждена была отказаться от самого нового самолета в своем флоте - Боинга 737-700 и не так давно потеряла один из своих лайнеров CRJ-100 во время авиакатастрофы в Конго. Но по крайней мере полеты не прекращались. Полагаю, что серьезным подспорьем для существования Эирзены является обслуживание грузинского правительства и выполнению работ по заказу ООН. Ну и, конечно, открытые не так давно прямые рейсы в Москву - серьезная поддержка для авиакомпании. В этом году Эирзена добавила в свою маршрутную сеть рейсы из аэропорта Батуми, в том числе в расписании Домодедово есть и прямой рейс в Москву. Несмотря на рост показателей в аэропортах на деятельности грузинских авиакомпаний это совсем никак не отразилось. Не понятно в чем причина, но по ключевым направлениям не представлена даже Эирзена, так нет рейсов грузинских авиакомпаний по таким загруженным направлениям как Баку и Стамбул, да и в Киев из Тбилиси формально осуществляются только код-шеринговые рейсы украинских партнеров. Как-то это не логично. Поясняющей информации на сей счет нет.

С оживлением туризма в прославленной Сванетии возникла необходимость наличия аэропорта и он сравнительно быстро был построен рядом с городком Местиа. Удивительно и непонятно, но переводчиком на этом направлении была назначена канадская авиакомпания Kenn Borek (возможно, министр экономики пролобировала компанию из страны, в которой работала до назначения на работу в правительство?), перегнали Твин Оттер (кстати, именно этот экземпляр имел раньше водные лыжи и совершал перевозки на воде), привезли на вахту пилотов и работают, часто отменяя рейсы по причине плохой видимости на перевалах, через которые пролегает трасса. Возможно, иностранная авиакомпания была выбрана потому, что на местном рынке подходящего флота нет, а осуществлять рейсы на советских кукурузниках позорно. Президент пообещал, что к 2012 году будут закуплены новые французские самолеты (видимо, марки АТР) для региональных рейсов. В рамках какой авиакомпании и для каких маршрутов это будет осуществлено не раскрывается, но пока Местиа единственный аэропорт, на который можно сделать ставку. Хорошее дело, впрочем, оказалось недоделанным до конца, до сих невозможно самостоятельно забронировать билеты из-за рубежа, нет интернет-сайта. Непонятно почему не запущен рейс в Местиа из Батуми... Новый аэропорт имени Царицы Тамары, построенный архитектором Йоргеном Майером, подвергся всего через 4-5 месяцев после открытия ремонту, его заново замазывали и красили, в момент нашего там присутствия. Мнения местных жителей насчет архитектуры аэропорта разделились, модное здание действительно видно из многих точек города, и пока оно сильно выбивается из окружающего вида, что не всем нравится.

Чтобы приобрести билеты на перелет в Местиа я больше чем за месяц сделал перевод в Грузию и мне купили билет, стоимостью около 45 долларов, то есть вполне доступно. Вроде на кукурузниках на летнее время еще назначены рейсы из аэродрома Натахтари, что под Тбилиси, цены ниже. Рейсы выполняет авиакомпания Vanilla Sky, но подробности в интернете отсутствуют.

Мы прибыли в аэропорт как полагается за пару часов, но регистрацию открыли буквально перед самым вылетом. Поскольку билеты были куплены дистанционно и они у нас отсутствовали, я полагал, что электронный билет на то и электронный, что он есть в системе и физическую его копию иметь не нужно. Но именно в этот день что-то случилось с системой и с меня требовали именно распечатку билета (замечу, вежливо и сами потом разобрались с ситуацией), поэтому иметь в виду это стоит, да и не только в этом случае, недавно совершенно вопиюще распечатки билетов требовали латвийские пограничника в рижском аэропорту, так как не было посадочных на второй сегмент трансферного рейса, но это совсем другая история.

Нескольких человек вылетающих в Местиа отвезли на задворки аэропорта в сопровождении полиции. Когда я достал фотоаппарат и начал снимать самолет мне ничего не сказали, оставляю такие подробности потому что еще во многих странах в человеке с фотоаппаратом подозревают шпиона или террориста, в Грузии эти пережитки дикого прошлого тоже периодически всплывают в мозгах особо усердных граждан. (МВД стоит на этот счет издать какую-нибудь дерективу.)

Самолет DHC-6 Twin Otter, специально оформленный сванскими башнями и призывом проводить выходные в Местиа.

Ан-28 и проводившая нас полицейская машина:

Инструктаж на английском языке:

В эти дни в Грузии гостила президент Литвы Даля Грибаускайте, на перроне - самолет литовских ВВС, оказывается полет президента сопровождают военные. На заднем плане
старое здание аэропорта Ново-Алексеевка, подвергшееся капитальному ремонту, сейчас представляет собой ВИП-терминал.

Самолет рассчитан на 19 пассажиров, туалета нет:

Пролетаем над Тбилиси:

Один из нескольких поселков беженцев близ Тбилиси, построенных после российского вторжения:

Пролетаем Гори, расположенный на слиянии трех рек.

Крепость Горисцихе в центре Гори:

По правую сторону вдалеке виден Цхинвали, оказывается новоявленная столица очень маленькая.

Самолет делает существенный крюк, облетая Южную Осетию, и устремляется на северо-запад к перевалам. Сначала горы совсем небольшие и где-то далеко внизу, но они быстро вырастают и вот мы уже лавируем среди заснеженных вершин.

За этими горами Россия:

Снег начал таять, создавая узоры:

Оползень:

Позади 50 минут полета, показались первые сванские башни:

Недалеко от центра Местиа:

Видно взлетно-посадочную полосу:

И новехонький аэропорт:

Идем на посадку:

Подруливаем к зданию аэровокзала. Когда мы приземлились я хотел сделать снимок, но один из полицейских сказал, что фотографировать нельзя. Тогда я поинтересовался, как это так, в Тбилиси можно, а здесь нельзя? Ну тогда снимай, ответил он мне.

Аэропорт внутри:

Вон тот гражданин, смотрящий прямо в камеру, подло заложил, что я посмел сфотографировать режимный объект, как раз тому полицейскому, разговор с которым я описал выше. Полицейский только отмахнулся.

Территорию вокруг еще только предстоит облагородить.

Вы можете поддержать блог, сделав перевод c банковской карты через