Крым оценка возможности формирования международного центра туризма. Механизмы интенсификации развития туризма в республике крым в переходный период. Основными задачами Госпрограммы являются

Развитие туристско-рекреационной отрасли АР Крым осуществляется под влиянием перехода к информационному обществу, нарастания кризисных явлений в мировой экономике и роста конкурентной борьбы на международном рынке туристско-рекреационных услуг. В этих условиях подчеркивается особая актуальность определения новых направлений стратегического развития туристско-рекреационной отрасли Крыма и его активного интегрирования в систему мирового туристского движения.

Цель доклада - изучить текущее состояние санаторно-курортной отрасли Крыма, определить приоритетные направления ее стратегического развития и способы их эффективной реализации.

Результаты исследования. Характер природно-ресурсного потенциала, исторические традиции хозяйственного освоения, социокультурные приоритеты в течение многих лет определяли рекреационную специализацию Крыма как стратегическое направление его регионального развития. АР Крым специализируется на производстве оздоровительных и лечебных услуг и является ведущим туристско-экскурсионным регионом Украины, обеспечивающий ежегодный прием более 5 млн. отдыхающих и более 500 тыс. экскурсантов.

В 13 курортных районах автономии насчитывается более 600 санаторно-оздоровительных учреждений. Каждое четвертое учреждение санаторно-курортной отрасли относится к здравницам, из которых более двух третьих - санатории различной специализации. Курортные ресурсы Крыма, наряду с благоприятными климатическими условиями и лечебными грязями, пляжами и ландшафтными ресурсами, морским и горным воздухом включают в себя также минеральные воды. Известно более 100 минеральных источников: хлоридные, кальциево-натриевые, термальные хлоридно-натриевые и другие.

Основная емкость крымских санаториев сосредоточена в районе Б. Ялты и Сакско-Евпаторийской группы курортов, пансионаты получили распространение в Алуште, Ялте, Судаке, Феодосии, на побережье Симферопольского и Бахчисарайского районов. Коэффициент загрузки учреждений санаторно-курортной отрасли АР Крым в течение последних пяти лет имел отрицательную динамику: если в 2005 г. он составлял 65,1%, то в 2009 г. снизился до 58,2%. В сезоны 2010 и 2011 гг. был востребован недорогой отдых в частном секторе. На протяжении конца 1990-2000-х гг. структура здравниц претерпевала изменения, связанные с ослаблением лечебной функции курортов и усилением оздоровительной и развлекательной функций. санаторный крым туризм курортный

Комплексный характер санаторно-курортной отрасли, а также особенности ее функционирования в современных экономических условиях, мобильная структура систем дополнительных платных услуг, разнообразие форм собственности, высокий уровень конкуренции на рынке рекреационных услуг, стабильно увеличивающийся спрос на рекреационные услуги, - все эти и другие особенности современной региональной санаторно-курортной отрасли определяют необходимость решения проблемы обоснования рациональных мероприятий по его развитию как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

В 2010 г. была разработана Стратегия развития туристско-рекреационного комплекса Крыма до 2020 г. (далее - Стратегия). Она определяет цели, приоритеты и задачи перспективного развития рекреации и туризма в Крыму, направления государственной политики по созданию условий формирования современной конкурентоспособной индустрии туризма и ее превращения в ведущий сектор устойчивого социально-экономического развития региона .

В принятой Стратегии одним из основных приоритетов для региона является формирование конкурентоспособной санаторно-курортной отрасли, что является возможным путем преодоления сезонности отдыха в Крыму и развития инновационных форм лечения и туризма. В ходе разработки Стратегии были определены конкурентные преимущества и ограничения развития санаторно-курортного лечения в Крыму. Так сильными сторонами санаторно-курортной отрасли Крыма были названы:

  • - высокий рейтинг региона в медико-климатическом зонировании;
  • - исторически сложившаяся межрайонная и международная рекреационная специализация;
  • - большой бальнеолечебный потенциал, слабо используемый в курортной практике;
  • - уникальные грязевые ресурсы Сакского, Чокракского, Тобечикского и др. озер;
  • - традиции санаторно-курортного лечения в странах СНГ;
  • - сложившаяся сеть здравниц;
  • - высокоэффективные методики санаторно-курортного лечения туберкулеза, легочных, сердечнососудистых и нервных заболеваний;
  • - высококвалифицированный медицинский персонал.

В то же время были отмечены и его слабые стороны:

  • - ухудшение целебных свойств природной среды Крыма за счет загрязнения воздушного и водного бассейнов;
  • - истощение и изменение свойств эксплуатируемых лечебных грязей;
  • - необходимость реконструкции и ремонта многих санаторно-курортных объектов, обновления лечебно-диагностической аппаратуры;
  • - устаревший номерной фонд санаторно -курортных учреждений;
  • - ухудшение конкурентных позиций крымских здравниц за счет сокращения дотаций;
  • - отсутствие маркетингового механизма привлечения клиентуры из стран дальнего зарубежья;
  • - отсутствие брендовой продукции на базе крымской рапы и лечебных грязей.

Приоритетными направлениями развития санаторно-курортного лечения в Крыму Стратегия определяет:

  • - сохранение лечебной специализации курортов, созданных на базе высококачественных климатических, бальнеологических и грязевых ресурсов и создавших уникальные высокоэффективные методики курортного лечения (санатории для спинальных больных в г. Саки, детские санатории г. Евпатории, санатории кардиологического и нервносоматического профиля г. Ялты и др.), проведение их комплексной модернизации;
  • - создание бальнеогрязелечебных комплексов на озерах Керченского полуострова и Тарханкута;
  • - налаживание производства и экспорта лечебной и парфюмерно-косметической продукции;
  • - расширение лечебно-профилактических услуг здравниц и отелей (SPA-программы, краткосрочные «туры красоты» и др.).

Определяющими задачами для санаторно-курортной отрасли должны стать модернизация номерного фонда существующих санаторных, оздоровительных предприятий с целью повышения их комфортности и преодоления сезонных колебаний в загрузке; снос старых и ветхих сооружений. Необходимо также оптимизировать рынок рабочей силы туристско-рекреационного комплекса, что предусматривает налаживание системы образования и повышения квалификации кадров для санаторно-курортной и туристской сферы региона в учебных заведениях; улучшение качества практической подготовки специалистов.

В настоящее время для реализации стратегической цели совершенствования системы государственного и муниципального управления планируется проведение эксперимента по созданию брендовых сетей на базе гостиничных и санаторно-курортных предприятий государственной собственности Украины и АР Крым.

Реализация Стратегии предусматривает выполнение Программы по переводу предприятий санаторно-курортной и туристско-рекреационной отраслей на круглогодичное функционирование (2012-2017 гг.), а также достижения к 2020г. показателей количества санаторно-курортных учреждений и предприятий туризма, имеющих собственную базу размещения, в размере 900 шт. и экспорта санаторно-курортных, туристических и гостиничных услуг в размере $450 млн.

Так, Крым заинтересовал европейцев как регион, где может успешно сочетаться медицинский и оздоровительный туризм. В рамках реформирования санаторно-курортной отрасли, это направление открывает большие перспективы . В Германии состоится презентация туристических возможностей Крыма, в рамках которой планируется озвучить возможности крымского медицинского туризма и провести ряд тренингов для немецких турагентов.

Выводы и предложения. Таким образом, основными стратегическими целями должны стать репозиционирование Крымского региона на прием и обслуживание международных туристов, отдыхаюших, повышение качества предоставляемых услуг, развитие инновационных форм лечения. Реализация обозначенных перспективных направлений будет содействовать росту авторитета АР Крым на мировом рынке туристических услуг, упрочнению экономики автономии, наполнению государственного бюджета, созданию мощной рекреационной отрасли, сохранению историко-культурного наследия. В связи с этим необходима разработка проекта популяризации оздоровительного туризма: от рекламы продукта, взаимодействия лечебного учреждения и туроператора по его продаже, до финансовых инструментов активизации клиента (профсоюзы, кредитные союзы, страховые компании и другие).

Программа публикуется с сокращениями (обозначены …..), в целях научно-исследовательской и методической работы профессорско-преподавательского состава вузов, и учебной работы студентов. Полный текст опубликован в формате pdf на официальном сайте Министерства курортов и туризма Республики Крым mtur.rk.gov.ru

Приложение
к постановлению Совета
министров Республики Крым
от «09» декабря 2014 года № 501
(в редакции постановления Совета
министров Республики Крым
от «29» июня 2015 года № 358)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ КУРОРТОВ И ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ НА 2015-2017 ГОДЫ

  1. Паспорт программы

…………

Источники финансирования Госпрограммы: средства бюджета Республики Крым, средства федерального бюджета в объемах, определенных Федеральной целевой программой «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года»

Общий объем финансирования Госпрограммы (тыс. руб.)

На 2015 — 2017 год 8 243 110,0

Федеральный бюджет 8 105 400,0

бюджет РК 137 550,0

местные бюджеты 160,0

внебюджетные средства не предусмотрены.

Ожидаемые результаты реализации Госпрограммы

Обеспечение комплексного устойчивого развития доступной и комфортной туристской среды:

  • обеспечение развития курортов и лечебно- оздоровительных местностей с осуществлением охраны и рационального использования имеющихся природных лечебных ресурсов, обустройства мест массового отдыха населения;
  • обеспечение инновационного развития курортно- туристской сферы Республики Крым на основе государственно-частного партнерства;
  • модернизация (реконструкция) имеющегося потенциала туристской индустрии Республики Крым;
  • разработка концепций развития и соответствующего инвестиционного портфеля развития туристских дестинаций Республики Крым;
  • диверсификация туристского продукта Республики Крым, ориентированного на различные сегменты туристского рынка;
  • расширение рамок активного периода туристского сезона, увеличение объемов реализации крымского туристского продукта;
  • создание единой информационной базы туристской сети Крыма (в том числе маршрутной);
  • разработка туристских продуктов, ориентированных на потребности современного туриста;
  • повышение качества туристских услуг, эффективности деятельности крымских субъектов туристской индустрии;
  • формирование современной, конкурентоспособной, прозрачной структуры туристского бизнеса;
  • создание новой системы методического кадрового обеспечения туристской отрасли, отвечающей запросу современного крымского туриста;
  • приведение профессиональной подготовки государственных гражданских служащих и муниципальных служащих Республики Крым структурных подразделений, ответственных за развитие сферы курортов и туризма, в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации и Республики Крым;
  • приведение качества обслуживания в соответствие с международными стандартами;
  • продвижение туристского продукта Республики Крым на международном и внутреннем туристских рынках;
  • развитие видов туризма, направленных на обеспечение круглогодичности туристского сезона, в том числе лечебно-оздоровительного, культурно-познавательного, событийного, активного, делового и социального;
  • формирование узнаваемого туристского бренда Республики Крым и его продвижение;
  • разработка научных бизнес-концепций, описывающих механизмы развития курортно-туристской сферы, повышение продуктивности и эффективности туристского бизнеса.

2 . Текущее состояние и перспективы развития курортно туристской сферы Республики Крым

Республика Крым – уникальный регион Российской Федерации, в котором соединен мощный природно-климатический и историко-культурный потенциал, являющийся основой для развития курортно-туристской сферы.

Выгодное географическое положение полуострова, разнообразный ландшафт, благоприятный климат, природные богатства (Черное и Азовское моря, водные, лесные ресурсы), богатое историко-культурное наследие (общее количество архитектурно-исторических и культурных памятников в Крыму составляет около 11500 объектов ), имеющийся рекреационный потенциал (100 источников минеральных вод , 14 месторождений лечебных грязей ), исторический опыт – определяют основные направления развития туризма на Крымском полуострове.

На территории Республики Крым расположено более 40 соляных озер , донные отложения которых сформированы грязевыми залежами. В качестве перспективных месторождений для использования в санаторно-курортном лечении можно рассматривать 6 объектов (озера Сакское, Чокракское, Узунларское, Кояшское, Тобечикское, Джарылгачское ), общие запасы лечебных грязей которых составляют 28,0 млн.куб.м. В настоящее время на территории Республики Крым единственным разрабатываемым месторождением лечебных грязей является Сакское лечебное озеро .

Курортные ресурсы Крыма, наряду с благоприятными климатическими условиями и лечебными грязями, включают в себя также минеральные воды.

Известно более 100 минеральных источников: хлоридные, кальциево-натриевые, термальные хлоридно-натриевые и другие. В настоящее время на территории Республики Крым эксплуатируются около 20 источников минеральных вод, в том числе в городах Саки, Евпатория, Ялта, Бахчисарайском районе.

Имеющиеся месторождения минеральных вод используются недостаточно, в основном для внутреннего и наружного применения в санаторно-курортных учреждениях. В городах Саки, Евпатория и Ялта оборудованы бюветы минеральной воды. Для промышленного розлива в настоящее время используется только скважина Сакского месторождения минеральных вод, расположенная на территории АО «Пивобезалкогольный комбинат «Крым» (минеральная вода известна под названием «Крымская»).

Эффективное функционирование санаторно-курортной отрасли остается одним из приоритетных направлений развития Республики Крым.

Оно базируется на использовании минеральных вод, лечебных грязей, пляжей, климатических и ландшафтных ресурсов, морского и горного воздуха.

На территории Республики Крым расположено 770 коллективных средств размещения (санаторно-курортных и гостиничных учреждений) общей вместимостью 158,2 тыс. мест , из которых 144 учреждения предоставляют санаторно-курортное лечение , 216 объектов предоставляют услуги оздоровительного характера , остальные 410 учреждений – услуги по временному размещению . Таким образом, количество средств размещения, предоставляющих услуги лечения и оздоровления, составляет 361 объект.

Для круглогодичного функционирования предназначены 139 санаторно-курортных (в том числе 73 средства размещения государственной формы собственности Республики Крым) и 162 гостиничных учреждения .

Количество круглогодичных коллективных средств размещения недостаточно для реализации потенциала курортно-туристской сферы Республики Крым, работы туристско-рекреационных кластеров, постоянной занятости населения.

Тут сложно удержаться от комментариев. Ограничимся междометием фу . Никакой вменяемый инвестор не будет строить гостиницы в Крыму. Ради 2 месяцев сезона?

Для реализации стратегической задачи развития курортно-туристской сферы необходима инфраструктурная перестройка, модернизация (реконструкция) объектов санаторно-курортного комплекса, в первую очередь государственной (республиканской) формы собственности.

Отмечается высокий уровень износа основных фондов (большинство из них изношены на 70-90%) и медицинского оборудования здравниц. При этом сохранился уникальный опыт и традиции санаторного лечения и оздоровления граждан.

В результате перехода на круглогодичный цикл работы коллективных средств размещения количество организованных туристов может составить дополнительно 2 млн. человек ежегодно (рост 60%).

С позиции развития туризма особый интерес представляет категория здравниц, в которых предоставляется санаторно-курортное лечение. Данная категория представлена следующими основными типами средств размещения:

  • санатории – 93,
  • детские санатории, медицинские центры – 31,
  • пансионаты с лечением – 16,
  • гостиницы с лечением – 4.

Отличительной особенностью территориального расположения специализированных санаториев является их концентрация в городском округе Ялта. При этом большинство детских санаториев сосредоточено в городском округе Евпатория.

  • пансионаты – 130,
  • детские оздоровительные лагеря – 77,
  • спортивно-оздоровительные комплексы – 8,
  • образовательно-оздоровительный центр – 1, где предоставляются первичная консультация врача, SPA-услуги, программы диетического питания, есть пляж, бассейн, сауна и др.

В частности SPA-услуги на территории Республики Крым предоставляют 42 учреждения .

Кроме этого, на территории Республики Крым функционируют более 4,5 тыс. домовладений, предоставляющих услуги по временному размещению , и около 14 тыс. квартиросдатчиков.

Традиционно в коллективных средствах размещения за последние

несколько лет размещалось в среднем 1,2 млн. человек или 1454 человека на

одно коллективное средство размещения в год (121 человек в месяц), что

свидетельствует о недозагруженности имеющихся коллективных средств

размещения.

Общая протяженность береговой линии Республики Крым, пригодной

для организации пляжного отдыха, составляет 452 км. Для массового отдыха

людей на воде обустроено 560 пляжей. Протяженность береговой линии

обустроенных пляжей Республики Крым составляет 103 км.

насчитывается 354 субъекта туристской деятельности, из которых:

88 туроператоров (внесены в Единый федеральный реестр туроператоров) и

266 турагентов (уведомили Роспотребнадзор о начале турагентской

деятельности).

2015 года осуществляется предоставление государственной услуги

«Аттестация экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-

проводников, осуществляющих деятельность на территории Республики

9 инструкторов-проводников и 594 экскурсовода (гидов, гидов-

переводчиков).

В 6 регионах Республики Крым функционирует 9 туристско-

информационных центров (муниципальные образования: городской округ

Евпатория, городской округ Саки, городской округ Судак, городской округ

Феодосия, Черноморский район и Ленинский район). Кроме того в

г. Евпатория деятельность осуществляют 3 туристско-информационных

Республика Крым располагает всеми ресурсами, необходимыми для

развития следующих видов туризма:

медицинский и оздоровительный (на территории Республики Крым

144 учреждения предоставляют туристам специализированное санаторно-

курортное лечение);

культурно-познавательный (в Республике Крым действует 15 государственных музеев и более 300 музеев, действующих на

общественных началах. В фондах государственных музеев хранится около 800 тыс. экспонатов);

событийный (ежегодно проводится более 100 различных фестивалей —

музыкальные, винные, военные, хореографические, театральные,

кинематографические, спортивные и фольклорные. Многие из них стали уже

традиционными для Республики Крым – это фестивали «Война и мир»,

«Генуэзский шлем», «Театр. Чехов. Ялта», «Великое русское слово»,

«Боспорские агоны»);

пешеходный (в горно-лесной зоне Республики Крым расположены

84 туристские стоянки, 26 мест массового отдыха населения, 193 туристские

велосипедный (разветвленная сеть туристских троп и сельских дорог

создает условия для езды на велосипедах. Наиболее разнообразна для

горного велотуризма юго-западная часть Республики Крым);

подводный (локальный дайвинг, дайв-круизы, школы обучения,

детские лагеря с обучением подводному плаванию);

конный (на территории Республики Крым расположено более

20 конных клубов, в которых разработаны одно- и многодневные маршруты

конных прогулок для туристов);

этнографический (в Республике Крым проживают представители

115 национальностей, расположено 92 этнографических объекта, на основе

которых разработаны культурно-этнографические маршруты);

спортивный (международные соревнования по дельтапланерному

спорту, воздухоплаванию на тепловых аэростатах и другие);

круизный (прием круизных судов в Республике Крым могут

осуществлять 4 морских порта, расположенных в городских округах Ялта,

Севастополь, Керчь и Евпатория).

Несмотря на наличие множества предпосылок для развития различных

видов туризма, в настоящее время существует ряд общих проблем,

тормозящих развитие туристской отрасли Республики Крым:

  1. Политическая нестабильность в Украине.

Ранее из 6 млн. туристов, ежегодно посещающих Республику Крым,

основная часть туристов (65%) приходилась на граждан Украины. В

настоящее время осуществляется переориентация турпотока – с 2014 года

основные туристы – это граждане Российской Федерации.

Для развития внутреннего туризма необходимо проведение

масштабной работы по формированию объективного имиджа Республики

Крым как востребованного безопасного туристского направления.

  1. Неудовлетворительное состояние инфраструктуры на территории

туристских регионов Республики Крым.

Для обеспечения комплексного развития курортно-туристской сферы

Республики Крым разработано 6 туристско-рекреационных кластеров,

которые включены в Федеральную целевую программу «Социально-

экономическое развитие Республики Крым и г.Севастополя до 2020 года».

Создание и функционирование новых туристско-рекреационных

кластеров позволит создать необходимые объекты обеспечивающей

инфраструктуры, соответствующие настоящим и перспективным

требованиям и потребностям регионов как туристских территорий,

активизировать инвестиционную и туристическую деятельность в Крыму.

Формирование кластеров осуществляется точечно на всей территории

Республики Крым.

Кластеры будут реализовываться с 2015 года, на их финансирование

выделено более 22,5 млрд. руб. из федерального бюджета. Планируется

разработать кластеры по всем курортным регионам с учетом особенностей их

развития и выполнения задачи круглогодичной работы предприятий,

учреждений (организаций) курортно-туристской сферы.

  1. Проблема транспортной доступности Республики Крым.

В текущем году отмечается структурная переориентация

пассажиропотока в Республику Крым – с приоритетного ранее

железнодорожного транспорта на авиатранспорт и автомобильный транспорт.

При этом необходимо учитывать лимитирующие пороги пропускной

способности транспортных узлов и коммуникаций Республики Крым в

направлении других регионов России. Исходя из данных ограничений,

можно сделать вывод, что транспортный комплекс Республики Крым в

состоянии принять не более 4 млн. туристов из России в сезон на период до

2017 года, т.е. до завершения ключевых мероприятий по развитию

транспортного комплекса.

Республика Крым располагает всеми современными видами

транспорта, но размещение и структура транспортных коммуникаций,

транспортной инфраструктуры в целом не отвечает необходимым

внутренним и внешним транспортно-экономическим связям и нуждается в

существенном совершенствовании.

Кроме того, отдельно следует отметить ряд проблемных вопросов в

туристской отрасли Республики Крым:

  1. Сезонность работы туристской отрасли.

Сезонные колебания турпотока в Крым отражаются на изменении

тенденций генерации рабочих мест в сфере обслуживания, интенсивности

загрузки средств перевозки, размещения, ресторанов и аттракций. В высокий

сезон возникает перегрузка туристских центров, цены повышаются,

бронирование услуг на этот период производится заблаговременно. В низкий

сезон наоборот.

С целью преодоления фактора сезонности необходимо разрабатывать и

продвигать новые виды турпродуктов, не подверженных сезонным

колебаниям. Это, прежде всего, развитие лечебно-оздоровительного,

культурно-познавательного, событийного, активного, делового и

социального видов туризма.

Также необходима постепенная модернизация сектора размещения.

  1. Высокий уровень износа основных фондов и медицинской базы

коллективных средств размещения. В первую очередь, это касается объектов

санаторно-курортного комплекса, находящихся в государственной

собственности, основные фонды и медицинские базы которых изношены на

70-90%, но при этом сохранен уникальный опыт и традиции санаторного

лечения и оздоровления.

Из 188 коллективных средств размещения, находящихся в собственности Российской Федерации и государственной собственности

Республики Крым, нуждаются в модернизации и реконструкции не менее 107

здравниц. Сумма вложений в реконструкцию или модернизацию одного

объекта колеблется от 85 до 200 млн.руб. Ориентировочная общая стоимость

работ по реконструкции и модернизации номерного фонда и медицинской

базы указанных объектов составляет от 18 млрд.руб.

Реконструкция (модернизация) объектов санаторно-курортного

комплекса Республики Крым на основе государственно-частного

партнерства как наиболее перспективного способа объединения усилий

органов власти и частного бизнеса позволит обеспечить основной переход на

круглогодичный цикл работы предприятий отрасли, что в дальнейшем при

стратегически выстроенной политике развития повлечет за собой увеличение

количества внутренних и иностранных туристов, количества рабочих мест,

объема реализации услуг как туристскими предприятиями, так и

предприятиями, осуществляющими деятельность в сопутствующих отраслях

(транспорт, сельское хозяйство, торговля, сфера обслуживания и т.д.).

  1. Высокий уровень «тенизации» рынка предоставления услуг

размещения туристам.

На территории Республики Крым функционируют более 4,5 тыс.

домовладений, предоставляющих услуги по временному размещению, и

около 14 тыс. квартиросдатчиков (частный сектор в последние годы

принимал свыше 80 процентов всего туристского потока – около 4 млн.

туристов в год), при этом ключевой проблемой данного сектора является

высокий уровень «тенизации» – частные домовладения не подлежат

налогообложению, к ним не применяется государственная статистическая

отчетность, они тарифицируются как частные домовладения во всех

муниципальных службах.

На протяжении последних 20 лет проблема урегулирования

деятельности и налогообложения частного сектора крымской туристской

индустрии не решалась.

Для решения указанной проблемы необходима разработка системы

выявления «теневых» субъектов туриндустрии, системы контроля за

деятельностью выявленных «теневых» субъектов туриндустрии, а также

одним из инструментов является проведение классификации средств

размещения.

Формирование современной, конкурентоспособной, прозрачной

структуры туристского бизнеса позволит увеличить налоговые поступления в

бюджеты всех уровней, создать комфортные и понятные условия работы для

всех участников рынка предоставления туристских услуг.

  1. Неравномерность развития туристского потенциала Республики

На сегодняшний день туристско-рекреационный комплекс Республики

Крым характеризуется неравномерностью развития, что проявляется в

повышенной загрузке объектов размещения и инфраструктуры Южного

берега Республики Крым и, соответственно, минимальной загрузкой на

востоке и западе полуострова (более 60% туристов предпочитают Южный

берег Республики Крым, в то время как евпаторийские и сакские здравницы

не уступают алуштинским и ялтинским).

Задачей по дальнейшему развитию санаторно-курортного и

туристского комплекса и в целом Республики Крым является разработка

Плана развития территорий с определением их специализации, дальнейшего

развития санаторно-курортного комплекса и туризма с учетом

существующих туристских ресурсов, инфраструктуры, видов и объемов

предоставляемых услуг туристам, емкости рынка с расчетом

прогнозируемого спроса.

В первую очередь, это касается, разработки концепций развития

туристских территорий Республики Крым. Отсутствие концепций не

позволяет обеспечивать комплексное развитие туризма на долгосрочную

перспективу, нарушает координацию и действия участников туристского

Разработка концепций развития туристских территорий позволит:

— оценить потенциал территорий Республики Крым (в том числе его

конкурентоспособность) в целом в сфере оказания туристических услуг;

— уточнить параметры территорий (в том числе границы,

инфраструктурное обеспечение и др.);

— выявить приоритетные виды туризма, имеющие наибольший

потенциал и конкурентоспособность;

— выявить потенциальные территории, благоприятные для размещения

(или реконструкции) туристической инфраструктуры;

— определить приоритетные территории для развития туризма;

— подготовить ориентировочные планы (бизнес-планы) развития

отдельных территорий;

— инвестиционные паспорта территорий.

Реализация понятного туристского потенциала Республики Крым

конкретным целевым группам туристов, обеспечение развития туризма на

основе государственно-частного партнерства позволит привлекать больше

финансовых потоков не только в сферу туризма, но и в другие отрасли

экономики республики, что отразится на увеличении прямого эффекта

развития туризма в виде налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

Согласно данным Всемирной Организации Туризма при ООН

(UNWTO) в настоящее время объем реализации туристских услуг равен или

даже превосходит экспорт нефти, продуктов питания или автомобилей.

Туризм стал одним из основных игроков в международной торговле и

представляет один из основных источников дохода для многих

развивающихся стран.

Таким образом, развитие туризма с учетом синергетического эффекта

будет являться стимулом для развития экономики Республики Крым в целом и позволит вывести Республику Крым из дотационной территории в

  1. 3 . Приоритеты, цели, задачи и показатели (индикаторы),

результаты, этапы и сроки реализации Госпрограммы

В Республике Крым развитие санаторно-курортного и туристского

комплекса является приоритетным направлением развития экономики

Республики Крым.

………………….

Общегосударственные приоритеты в сфере туризма, которыми должны

руководствоваться субъекты Российской Федерации, в настоящее время

установлены следующими нормативными правовыми актами:

туристской деятельности в Российской Федерации»;

Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до

2020 года, утвержденная постановлением Правительства Российской

Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного

туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)», утвержденная

2011 года № 644;

Государственная программа Российской Федерации «Развитие

культуры и туризма» на 2013-2020 годы, утвержденная распоряжением

«О туристской деятельности в Республике Крым»;

«О курортах, природных лечебных ресурсах и лечебно-оздоровительных

местностях Республики Крым»;

Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие

Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года», утвержденная

2014 года № 790;

План мероприятий по реализации Стратегии развития туризма в

Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября

2014 года № 2246-р.

………………………

«Отчет о реализации за 2015 год Государственной программы развития курортов и туризма в Республике Крым на 2015-2017 годы Ответственный исполнитель: ...»

Отчет о реализации за 2015 год

Государственной программы развития курортов и туризма в

Республике Крым на 2015-2017 годы

Ответственный исполнитель: Министерство курортов и туризма

Республики Крым

I. Сведения о достижении в 2015 году значений целевых

показателей (индикаторов) Государственной программы развития

курортов и туризма в Республике Крым на 2015-2017 годы

Государственной программой развития курортов и туризма в Республике

Учитывая, что на сегодняшний день информация по итогам 2015 года Крымстатом еще не подготовлена, анализ проводится по имеющимся данным (18 показателей).

За 2015 год в Крыму отдохнуло 4 млн. 598 тыс. туристов, что на 21% выше уровня прошлого года и на 7% превышает плановое значение.

По оперативной информации органов местного самоуправления численность лиц, размещенных в коллективных средствах размещения Республики Крым составила 957 тыс. туристов, что на 11,3% выше запланированного.

Количество коллективных средств размещения и их вместимость соответствует плановым показателям – 770 средств размещения ёмкостью 158,2 тыс. койко-мест.

Налоговые поступления от деятельности субъектов санаторно-курортного и туристского комплекса Республики Крым за 2015 год составили 2 041,9 млн.руб., что на 13,4% (на 241,9 млн. руб.) больше планируемых.



В соответствии с дополнительным соглашением между Советом министров Республики Крым и Минэкономразвития России от 25 декабря 2015 года № С-892-СН/Д08 к Соглашению от 30 марта 2015 года №С-3-ОС/Д01 о предоставлении в 2015 году субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Крым на реализацию мероприятий ФЦП в 2015 году выделено всего 700,94 млн. руб. на мероприятия по созданию инфраструктуры для развития только трех туристско-рекреационных кластеров: ТРК «Детский отдых и оздоровление» (г. Евпатория), ТРК «Лечебно-оздоровительный отдых» (г. Саки), ТРК «Бахчисарайский».

По состоянию на 31 декабря 2015 года заключено 18 контрактов по 14 объектам ФЦП на сумму 608 227 956,07 руб., по которым проведено финансирование в сумме 421 967 134,37 руб.

В связи с отсутствием бюджетных ассигнований в 2015 году мероприятия по приданию лечебно-оздоровительными местностями статуса курортов государственного и/или местного значения не осуществлялись.

Мероприятия по обустройству пляжей для обеспечения комфортного доступа для инвалидов не реализованы, т.к. в связи с отсутствием заявок на предоставление субсидий от органов местного самоуправления средства были перераспределены на другие цели.

Количество имиджевых мероприятий, проведенных за 2015 год, превысило запланированное В связи с неполным выделением средств из бюджета Республики Крым (из запланированных 500 тыс. руб. выделено 450 тыс.руб.) было разработано 7 новых туристских маршрутов вместо запланированных 10.

По причине ненадлежащего исполнения расторгнут контракт по изготовлению баннеров социальной рекламы курортов Крыма. В связи с этим целевой показатель (50) не достигнут.

Количество организованных и проведенных научных и других исследований с целью изучения и развития курортно-туристской сферы перевыполнен в 1,5 раза – разработаны и изданы методические рекомендации для субъектов туриндустрии (3 сборника) по вопросам осуществления туристической (туроператорской и турагентской) деятельности, экскурсионной деятельности и по организации детского туризма.

В связи с отсутствием бюджетного финансирования программы дополнительного профессионального образования в сфере курортов и туризма для государственных гражданских служащих и муниципальных служащих Республики Крым не реализовывались.

За 2015 год было разработано и реализовано 17 программ обучения и повышения квалификации для специалистов Республики Крым в сфере курортов и туризма, в т.ч. в первом полугодии проведено 7 обучающих мероприятий, в рамках которых на безоплатной основе было обучено около 730 человек, а в период 16-18 декабря в г. Ялта прошел тренинг-марафон (10 семинаров) для персонала индустрии гостеприимства под названием «Гостеприимный Крым», в котором приняло участие более 300 человек.

Ведется работа по созданию единой системы туристской навигации к объектам культурного наследия Крыма. В 2015 году за счет средств федерального бюджета обеспечена установка 7075 указателей в регионах Крыма.

По заявкам курортных регионов до конца года изготовлено и передано муниципальным образованиям еще 105 указателей за счет средств республиканского бюджета.

II. Пояснительная записка по итогам реализации за 2015 год Государственной программы развития курортов и туризма в Республике Крым на 2015-2017 годы Государственная программа развития курортов и туризма в Республике Крым на 2015-2017 годы (далее – Госпрограмма) разработана с целью формирования современного международного туристского центра Российской Федерации, который будет соответствовать критериям круглогодичности, востребованности и конкурентоспособности.

Основными задачами Госпрограммы являются:

Обеспечение комплексного устойчивого развития доступной и комфортной туристской среды;

диверсификация туристского продукта Республики Крым, ориентированного на различные сегменты туристского рынка;

Повышение качества туристских услуг, системное методическое кадровое обеспечение туристской отрасли, отвечающее запросу современного крымского туриста;

Продвижение туристского продукта Республики Крым на международном и внутреннем туристских рынках, развитие различных видов туризма, направленных на расширение рамок активного периода туристского сезона.

В 2015 году из 46 млн. рублей, запланированных Госпрограммой на год, из бюджета Республики Крым выделено 14 млн. 920,1 тыс. руб.

Из федерального бюджета в 2015 году было выделено 770 млн. 160,0 тыс. руб. на реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Социальноэкономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года».

За 2015 год мероприятия по Госпрограмме за счет средств бюджета Республики Крым профинансированы на 25,4% от запланированной суммы (фактически профинансировано 11 млн. 667,2 тыс. руб.), из федерального бюджета – 43,1% от плана (421 млн. 967,1 тыс. руб.).

Основное мероприятие 1. «Обеспечение комплексного устойчивого развития доступной и комфортной туристской среды» за 2015 год профинансировано из бюджета Республики Крым в сумме 558,2 тыс. руб., из федерального бюджета - 421 млн. 967,1 тыс. руб.

Федеральной целевой программой «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г.

Севастополя до 2020 года» предусмотрена реализация мероприятий по созданию на территории Республики Крым 6-ти туристскорекреационных кластеров и четырех мероприятий в рамках НИОКР:

ТРК «Бахчисарайский», Республика Крым;

ТРК в районе озера Чокракское;

ТРК «Черноморский», Республика Крым;

ТРК «Коктебель»;

- «Разработка проекта округа санитарной и горно-санитарной охраны курорта Саки»;

- «Работы по подготовке концепции развития туристического кластера г.

Саки и необходимой градостроительной документации, Республика Крым»;

- «Работы по подготовке концепции развития туристического кластера г. Евпатории и необходимой градостроительной документации, Республика Крым»;

- «Работы по подготовке концепции развития туристического кластера г. Коктебель и необходимой градостроительной документации, Республика Крым».

В рамках выделенной из федерального бюджета субсидии на реализацию мероприятий ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г.

Севастополя до 2020 года» предусмотрены средства на 3 мероприятия:

ТРК «Детский отдых и оздоровление», г. Евпатория;

ТРК «Лечебно-оздоровительный отдых», г. Саки;

ТРК «Бахчисарайский», Республика Крым.

Всего по 3 мероприятиям ФЦП в 2015 году средства в рамках дополнительного соглашения от 18.09.2015 №С-448-АЦ/Д14 к Соглашению от 30.03.2015 №С-3-ОС/Д01 выделены на 19 объектов капитальных вложений (проектно-изыскательские работы), в том числе:

1) Объекты обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационного кластера «Детский отдых и оздоровление», г. Евпатория, Республика Крым – 12 объектов (из 13 запланированных для реализации в 2015 году);

2) Объекты обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационного кластера «Лечебно-оздоровительный отдых», г. Саки, Республика Крым – 6 объектов (из 7 запланированных для реализации в 2015 году);

3) Объекты обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационного кластера «Бахчисарайский», Республика Крым – 1 объект.

Учитывая поздние сроки доведения лимитов бюджетного финансирования до ответственных исполнителей и заказчиков-застройщиков, предлагалось перенести на 2016-2017 годы начало реализации 5-и из 19 объектов, средства на которые выделены в 2015 году.

В 2015 году осуществлялась реализация 14 объектов в рамках 2-ух укрупненных мероприятий ФЦП:

1) Объекты обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационного кластера «Детский отдых и оздоровление», г. Евпатория, Республика Крым – 9 объектов.

2) Объекты обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационного кластера «Лечебно-оздоровительный отдых», г. Саки, Республика Крым – 5 объектов.

По 14 объектам за 2015 год подготовлена проектно-сметная документация, которая по различным объектам в настоящее находится в государственной экологической и в государственной строительной экспертизе. Всего на эти цели было освоено 421 млн. 967,1 тыс. рублей.

Завершение работ (получение положительного заключения Госэкспертизы) по этим объектам планируется до 31.03.2016.

Основной причиной неполного освоения средств субсидии является позднее выделение ассигнований главным распорядителем средств Федерального бюджета (дополнительное соглашение от 18.09.2015 №С-448-АЦ/Д14), которое не позволило завершить работы по объектам ФЦП с учетом нормативных сроков подготовки проектно-сметной документации и прохождения государственной строительной экспертизы (2 месяца). Неиспользованные в 2015 году средства планируется освоить до 31 марта 2016 года.

Министерством осуществляется работа по обеспечению привлечения инвестиций в санаторно-курортную и туристскую сферы экономики Республики Крым, в том числе в рамках создаваемых туристско-рекреационных кластеров.

Так, за 2015 год министерством рассмотрены 152 инвестиционные заявки (проекта, предложения, идеи) на общую сумму 128,9 млрд. руб. По информации Центра инвестиций и регионального развития осуществляется подготовка инвестиционных соглашений по 33 проектам в сфере курортов и туризма на общую сумму более 38,0 млрд. руб. На сегодняшний день между Советом министров Республики Крым и инвесторами подписаны 10 инвестиционных Соглашений в сфере курортов и туризма на общую сумму 1,7 млрд. руб.

Исходя из проведенного анализа Минэкономразвития Республики Крым, порядка 20% всех инициаторов инвестиционных идей, поступающих сегодня на рассмотрение, касаются сферы курортов и туризма. В первую очередь, всех интересует передача в аренду санаторно-курортных учреждений.

В рамках мероприятия «Внедрение и развитие системы туристской навигации к объектам туристской инфраструктуры Республики Крым»

изготовлены и переданы органам местного самоуправления 105 указателей с указанием типа и названия объекта туристской инфраструктуры, с обозначением дистанции до него и QR-2.

С целью обеспечения формирования и ведения реестра субъектов и объектов туристской индустрии Республики Крым и реестра туристских ресурсов Республики Крым разработан соответствующий программный комплекс. В настоящее время осуществляется его наполнение и опытная эксплуатация.

Основное мероприятие 2. «Создание туристских продуктов» было профинансировано из бюджета Республики Крым в сумме 613,7 тыс.руб. из запланированных на год 1 млн. 305,0 тыс.руб.

Ежегодно в Крыму туристскими фирмами, историко-культурными объектами, специалистами туристского сопровождения разрабатываются новые туристские и экскурсионные маршруты. Проведен мониторинг существующих на территории Республики Крым туристских маршрутов с активными способами передвижения. Проведена систематизация таких маршрутов и на ее основе создана соответствующая информационная база, включающая в себя 100 туристических маршрутов по 5 видам туризма.

Время отдыхать по-новому» были подведены итоги конкурса на лучший туристский маршрут по Крыму, который проводился с целью определения лучших маршрутов по различным туристским направлениям и поощрения субъектов туристской деятельности.

Победителем в номинации «Лучший зимний маршрут» стал маршрут «Золотое кольцо «100 чудес Крыма», разработанный ООО «Турфирма «ВОК ТУР», который знакомит с историей Крыма в русской поэзии.

Маршрут «Крымские этюды. Вокруг Крыма за 6 дней» стал победителем в номинации «Лучший весенний маршрут». Начинается маршрут в столице Крыма и проходит вдоль всего побережья с запада на восток, включая прогулку по знаменитому маршруту «Малый Иерусалим» в Евпатории и дегустацию крымских вин в Коктебеле.

Четырехдневный маршрут «Калейдоскоп народов и культур», ставший победителем в номинации «Лучший осенний маршрут», предоставляет туристам возможность продегустировать блюда национальной крымской кухни, принять участие в мастер-классах по гончарному ремеслу, росписи по керамике, узнать о традициях народов Крыма.

В номинации «Лучший военно-патриотический маршрут, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне» победу одержала экскурсия «Керчь Город-Герой», которая знакомит с уникальными памятниками истории города – Аджимушкайскими каменоломнями, Обелиском Славы, музеем истории Эльтигенского десанта.

Кроме этого, Министерство курортов и туризма Республики Крым выступило инициатором проекта «Золотое кольцо Юга России», который позволил объединить туристские возможности регионов Юга России и создать уникальные туристские маршруты. Данные туры были презентованы в рамках бизнес-форума «Юг России 20:15. Время отдыхать по-новому». В разработке маршрутов «Золотое кольцо Юга России» приняли участие ведущие крымские туроператоры совместно с туроператорами Краснодарского края и Ставрополья.

Среди предлагаемых маршрутов можно выделить историко-познавательные туры «Южные каникулы: от Кавказа до Крыма», «Гранд-вояж по Югу России», «Золотое кольцо Юга России», а также военно-патриотический маршрут «Война и мир, или Пусть знают и помнят потомки». Данные туры включают посещение объектов показа Крыма, Ставрополья, Краснодарского края, Чечни, КарачаевоЧеркесии и Кабардино-Балкарии. Их продолжительность составляет от 6 до 12 дней.

Министерством курортов и туризма сформированы каталоги туров – победителей конкурса на лучший туристский маршрут по Крыму, каталог туров проекта «Золотое кольцо Юга России», а также туров, предлагаемых туроператорами Крымского федерального округа в туристском сезоне 2015 года.

Разработанный администрацией города Евпатории веломаршрут по местам боевой славы «Я помню! Я горжусь!» стал одним из победителей Всероссийского конкурса проектов по организации культурно-познавательных веломаршрутов. В рамках маршрута предполагается осмотр памятника воинамавтомобилистам, мемориала «Красная горка» и других памятников, связанных с освобождением Евпатории от немецко-фашистских захватчиков.

С целью формирования гражданской позиции подрастающего поколения в духе патриотизма и развития интереса к военно-историческому прошлому России, а также воспитания национального самосознания через коллективную познавательно-творческую деятельность, Министерством курортов и туризма Республики Крым разработан военно-патриотический маршрут «Местами партизанской славы».

29 апреля 2015 года состоялась методическая экскурсия для экскурсоводов Республики Крым по маршруту «Местами партизанской славы», который включает в себя малоизвестные объекты показа Симферопольского и Бахчисарайского районов. Так, в рамках методической экскурсии были осмотрены памятники, посвященные защитникам Крыма в г. Симферополе, Музей партизанской славы в с. Партизанское (Симферопольский район) и Народный музей «4 сектор обороны Севастополя в 1941-1942 г.г.» в с.Верхнесадовое (Бахчисарайский район).

19-20 ноября 2015 года Министерством курортов и туризма Республики Крым проведены семинары по разработке туристских маршрутов для экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков, инструкторов-проводников, а также специалистов туристических компаний. 19 ноября состоялся семинар «Развитие религиозного туризма в Республике Крым, 20 ноября – семинар «Развитие пешеходного туризма в Республике Крым». Общее количество участников составило – 100 чел.

10-14 декабря 2015 года Министерством курортов и туризма Республики Крым проведены презентации новых экскурсионных маршрутов. 10 декабря 2015 года презентован экскурсионный маршрут «Край здоровья и подвига» по Сакскому району, 11 декабря – «Поведай нам легенды, Тарханкут» по Черноморскому району, 14 декабря 2015 года – «Страна Присивашья» по Советскому району. Общее количество участников 150 человек.

Основное мероприятие 3. Методическое обеспечение и подготовка кадров.

Объем финансирования мероприятия составил 1 млн. 99,3 тыс. рублей, что составляет 32,1% от предусмотренного Госпрограммой (3 млн. 425,0 тыс.

В рамках мероприятия организованы и проведены следующие мероприятия:

28-29 мая 2015 года Министерством курортов и туризма Республики Крым проведены семинары для субъектов туристской деятельности. Общее количество участников – 120 чел.

28 мая 2015 года состоялся семинар для туроператоров и турагентов Республики Крым, в рамках которого с докладами на темы: «Об основных требованиях действующего законодательства в сфере защиты прав потребителей при оказании туристских услуг», «Особенности организации транспортного обслуживания туристских, в том числе детских групп», «Страхование туристов в Российской Федерации», «Особенности налогообложения в сфере туризма», «Обзор основных положений Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», «Туристские формальности. Правила пересечения таможенной границы Таможенного Союза» выступили представители Роспотребнадзора, Ространснадзора, ГИБДД, страховой компании, Комитета конкурентной политики Республики Крым, Крымской таможни.

29 мая 2015 года состоялся семинар для субъектов экскурсионной деятельности Республики Крым, в рамках которого с докладами на темы: «Об основных требованиях действующего законодательства в сфере защиты прав потребителей при оказании экскурсионных услуг», «Особенности организации транспортного обслуживания туристских, в том числе детских групп», «Страхование туристов в Российской Федерации», «Взаимодействие музейных учреждений и субъектов туристской индустрии», «Организация туризма в горнолесной зоне, регистрация туристских групп», «Порядок посещения объектов горно-лесной зоны в туристских целях» выступили представители Роспотребнадзора, Ространснадзора, страховой компании, Ассоциации заповедников и музеев Крыма, Главного управления МЧС России по Республике Крым, Государственного комитета по лесному и охотничьему хозяйству Республики Крым.

26 ноября 2015 года проведен семинар для специалистов органов местного самоуправления, субъектов туристской индустрии «Развитие туристической деятельности в Крыму: успешный опыт и новые проекты».

03 декабря 2015 года проведен семинар для специалистов органов местного самоуправления, субъектов туристской индустрии «Применение Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в сфере туризма».

04 декабря 2015 года Министерство курортов и туризма Республики Крым провело семинар для специалистов органов местного самоуправления, субъектов туристской индустрии «Альтернативная экскурсионная методика». Общее количество участников семинаров составило – 150 чел.

16-18 декабря в г. Ялта прошел тренинг-марафон (10 семинаров) для персонала индустрии гостеприимства под названием «Гостеприимный Крым», в котором приняло участие более 300 человек.

Основное мероприятие 4. «Маркетинговая и имиджевая политика»

за 2015 год профинансировано на 61,4% от запланированной суммы на 2015 год (фактически профинансировано 9 млн. 396,1 тыс. руб. из запланированных на 2015 год всего 15 млн. 300,0 тыс.руб.).

С целью продвижения позитивного имиджа Крыма как комфортной и доступной туристской дестинации, обеспечения информированности потенциальных туристов о возможностях отдыха и оздоровления на полуострове, создания условий для заполняемости крымских коллективных средств размещения, представления преимуществ отдыха и оздоровления в Крыму на основе разнообразных конкурентоспособных туристских продуктов было проведено:

1. 20-21 января в г. Ялта проведен Туристский бизнес-форум «Юг России 20:15. Время отдыхать по-новому».

Основная тематика форума была посвящена межрегиональному сотрудничеству субъектов Российской Федерации в туристской сфере, в том числе по реализации проектов, направленных на объединение туристского потенциала с целью совместного продвижения и создания новых туристских продуктов.

В рамках форума прошли:

Пленарное заседание, на котором были подведены итоги туристского сезона 2014 года в Крыму и обсуждались перспективные направления развития туристической отрасли в 2015 году, в том числе была презентована концепции проектов «Золотое кольцо Юга России» и «Курорты Черноморского побережья России».

8 тематических секций, в том числе по вопросам кластерного развития туристского сектора, налогообложения в туризме, презентации новых туристских продуктов, развития СПА туризма и др.

Межрегиональная туристская выставка, экспонентами которой стали порядка 250 туристских предприятий всех курортных территорий Республики Крым, а также 13 субъектов РФ (Ставропольский и Краснодарский край, Республика Хакасия, Республика Татарстан, города Санкт-Петербург и Москва, Тюменская, Свердловская, Ростовская, Смоленская, Самарская, Московская, Томская области). Общее количество посетителей выставки составило более 1,5 тыс. чел. Итоги выставки - заключено более 80 договоров и порядка 700 договоров-намерений о сотрудничестве в сезоне 2015 года. Также состоялся обмен контактами и изучение конкурентной среды между объектами размещения Республики Крым и представителями других регионов Российской Федерации. Работу туристского бизнес-форума «Юг России 20:15. Время отдыхать по-новому» освещали 27 представителей СМИ: 7 – федеральных, 13 – республиканских, 7 – местных.

2. Проведены workshop с коллективными средствами размещения республиканской формы собственности и туроператорами Крымского федерального округа (4 марта 2015 года, г. Алушта).

В мероприятии приняли участие 31 санаторно-курортное учреждение Крыма, а также 21 туроператора из Симферополя, Евпатории, Феодосии, Алушты и Севастополя.

По итогам Workshop между туроператорами и средствами размещения было достигнуто более 45 договоренностей.

3. Организован и проведен workshop для руководителей республиканских средств размещения и туроператоров, работающих на крымском направлении (20 апреля 2015 года, г. Симферополь).

В нём приняли участие более 80 представителей объектов размещения республиканской формы собственности, 51 туроператор: «Алеан», «Пегас Туристик», «Coral Travel», «Библио-Глобус», «Генуя-Тур», «Тандем Тур», «ТессТур Крым», «Кандагар», «Ласпи» и другие.

В ходе встречи между туроператорами и объектами размещения было достигнуто более 50 договоренностей по дальнейшему заключению договоров.

4. Организовано участие Республики Крым единым стендом (120 м2) на Международной туристской выставке «Интурмаркет» (14-17 марта, г. Москва).

40 участников крымского стенда представили более 200 санаторнокурортных и туристских предприятий. В их числе: туристские территории Алушта, Ялта, Евпатория, Саки, Черноморский район; предприятия «Солнечная Таврика», «Руссия», «Артек»; санаторно-курортные учреждения и туристские предприятия. Крымский стенд посетили более 5 тысяч человек.

Итоги: заключено более 2000 соглашений о сотрудничестве с туроператорами Москвы, Московской области, Оренбурга, Волгограда, Самары и других регионов РФ, забронировано более 1000 путевок.

Подписаны соглашения о сотрудничестве между Министерством курортов и туризма Республики Крым и департаментом инвестиций и предпринимательства Ростовской области, а также с Министерством физической культуры, спорта и туризма Оренбургской области.

5. Организовано участие в региональных выставках:

Результат: 10 соглашений о намерениях.

В рамках выставки министр курортов и туризма Республики Крым принял участие в VII заседании Координационного совета по туризму при Министерстве культуры Российской Федерации, а также состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между Министерством курортов и туризма Республики Крым и Комитетом по туризму Санкт-Петербурга.

- «ЮграТур 2015» (г. Ханты-Мансийск, 11-15 ноября). В рамках выставки состоялись встречи с Федерацией Профсоюзов, а также общественной палатой ХМАО-Югры, некоммерческим партнерством «Союз турпредприятий Югры», промышленными предприятиями ХМАО-Югры, Региональным отделением Фонда социального страхования РФ по ХМАО-Югре.

Кроме того, была проведена презентация курортно-туристического потенциала Республики Крым и подписано соглашение о сотрудничестве между Министерством курортов и туризма Республики Крым и Торговопромышленной палатой ХМАО-Югры.

6. Проведены «Дни Крыма»:

В Иркутской области. Результат: достигнуты договоренности о направлении на отдых в Крым детских групп, открыто прямое авиасообщение, подписано соглашения о сотрудничестве между Министерством курортов и туризма Республики Крым и Агентством по туризму Иркутской области.

В Свердловской области. Результат: достигнуты договоренности по проведению информационно-ознакомительного тура для представителей профсоюзных организаций Свердловской области с целью ознакомления с санаторно-курортным и туристским потенциалом Республики Крым.

В Тюменской области. Результат: достигнуты договоренности о размещении экспозиции крымского туризма в администрации области, а также размещении информации о Крыме в Интернет-ресурсах и на региональных телеканалах. Подписано соглашения о сотрудничестве между Министерством курортов и туризма Республики Крым и департаментом инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области.

В Республике Татарстан. Результат: открыто прямое авиасообщение, подписано соглашения о сотрудничестве между Министерством курортов и туризма Республики Крым и Государственным комитетом Республики Татарстан по туризму. Вышло более 20 публикаций о крымском туризме в республиканских СМИ Татарстана.

В Республике Бурятия. Результат: проведены переговоры об организации отдыха и оздоровления в Крыму сотрудников государственных структур Республики Бурятия.

7. Организованы и проведены информационные туры:

Для участников форума «Юг России 20:15. Время отдыхать по-новому»

из субъектов РФ (органы власти и туристские предприятия). Приняло участие порядка 70 человек.

Для туроператоров из Китая (19 человек).

8. Организована выставка туристических маршрутов и экскурсионных программ «Новое лицо древнего курорта» (20 мая 2015 г., г. Евпатория).

В рамках выставки прошли презентации экспозиций туристских территорий, историко-культурных и природных объектов Крыма, новых туристических маршрутов и событийных мероприятий сезона 2015 года, а также выставка-ярмарка изделий мастеров народных промыслов и ремесел, производителей сувенирной продукции, выставка национальных блюд народов Крыма.

В работе выставки приняли участие более 120 экспонентов и 100 экскурсоводов из Алушты, Евпатории, Керчи, Сак, Симферополя, Судака, Феодосии, Ялты, Севастополя, Бахчисарайского, Сакского, Симферопольского и Черноморского районов. Турвыставку посетила делегация из г. Братск (Иркутская область) во главе с мэром Сергеем Серебренниковым.

9. 05-07 июня состоялись Дни Санкт-Петербурга в Крыму. В рамках данного мероприятия Министерством курортов и туризма Республики Крым совместно с Комитетом по туризму Санкт-Петербурга организован круглый стол