Плейн- и радарспоттинг, или я болен авиацией. Авиационная фотография Фотографирование самолетов

Независимо от того находитесь ли вы на авиашоу, или просто наблюдаете за движением рейсовых самолетов, фотосъемка этих красавцев в полете предоставит дать вам отличный шанс попрактиковаться в получении динамических фотоснимков. Вот несколько главных советов, используя которые вы не покинете аэродром без красивых фотографий.

1. Установите скорость затвора

В виду постоянного пребывания самолетов в движении, вам придется использовать короткую выдержку, чтобы заморозить их в полете, и предотвратить размытость конечного фотоснимка. Переключите фотокамеру в и установите оптимальную скорость затвора (удовлетворительной будет любая скорость, выше 1/125 сек). После этого фотокамера сама выберет соответствующую диафрагму. Если ваш фотоаппарат не имеет творческих режимов работы ( , или ), то вы можете использовать спортивный или динамически сценический режим.

2. Фокусировка

Режим Непрерывной автофокусировки будет постоянно держать летящий самолет в фокусе. Это поможет вам сохранить ваш объект резким, даже если он будет двигаться в непредсказуемых направлениях.

3. Используйте точечный экспозамер

Использование точечного замера экспозиции предоставит возможность вашей фотокамере правильно проэкспонировать объект фотосъемки, а не окружающий его фон. Поэтому если вы снимаете летящий самолет на фоне светлого неба, то он будет проэкспонирован правильно (хорошо освещенный во всех деталях), вместо создания темного и не выразительного силуэта на фоне яркого неба.

4. Компенсация экспозиции

Если по каким либо причинам ваш объект фотосъемки все еще остается слишком темным, установите положительную компенсацию экспозиции (например, +1 EV), чтобы осветлить снимаемый сюжет.

5. Увеличение

Установите трансфокатор (зум) вашего фотоаппарата на максимальное увеличение, чтобы получить крупноплановый фотоснимок летящего самолета. Для увеличения снимаемого объекта, ни в коем случае не используйте цифровой зум фотоаппарата, так как это приведет к снижению качества конечного изображения. Вместо этого лучше увеличьте вашу фотографию при постобработке в любом цифровом редакторе фотоснимков.

Ему захотелось узнать что нибудь "интересного про споттинг". Я вообще это слово услышал наверное меньше года назад. Сначала не понял что это такое в принципе. Потом кратенько узнал суть, но все равно не понял, почему фотографировать цветочки называется "фотографировать цветочки ", а фотографировать самолеты называется "споттинг ". Но давайте может сейчас мы вместе с вами это и поймем.

Споттинг - это популярное сегодня увлечение, которое заключается в фотографировании летательных аппаратов и ведении своеобразного реестра самолетов. Захватывающий мир авиации пленяет многих людей, ведь полеты
стремительных истребителей или огромных пассажирских авиалайнеров по-настоящему завораживают и вызывают множество самых невероятных эмоций. Запечатлеть грациозный полет многотонных машин - это настоящая
находка для фотографа. Качественная авиационная фотография позволяет подчеркнуть динамичность, изящность и красоту различных летательных аппаратов, которые устремляются в небо на заоблачную высоту.

Споттинг от английского слова «spot» — «увидеть», «опознать»

Главное для плейн споттера определить что за самолет, его бортовой номер, серийный номер, все это конечно сопровождается фотографированием для наглядности. Местом съемки служит аэропорт или мелкий аэродром. При самом распространенном виде съемки — садящихся самолетов — обычно выбирается место под глиссадой взлетно-посадочной полосы. Для качественного фотографирования движущихся с большой скоростью (до 300 км/ч) объектов необходим большой опыт, поэтому споттеры занимаются любимым делом как можно чаще. Многие отправляются в другие города, чтобы снимать в местном аэропорту.

Поклонников такого увлечения принято называть споттерами. Они занимаются тем, что в свое свободное время пытаются сфотографировать самолеты и другие летательные аппараты с близкого расстояния. Возможность для такой
фотосъемки представляется нечасто, ведь многие аэропорты являются стратегическими объектами и получить разрешение на ведение съемки непосредственно с летного поля очень не просто. Споттерам зачастую приходится довольствоваться фотосъемкой из-за пределов территории аэропорта. Наилучшие же возможности для съемки предоставляются обычно во
время проведения авиасалонов и авиационных шоу, на дне открытых дверей на базах Военно-воздушных сил. Кроме того, в некоторых аэропортах, например, в московском аэропорту Домодедово, существует практика организации официальных фотосессий, благодаря которой споттеры и любители авиации получают шанс запечатлеть на снимках пассажирские
авиалайнеры и другие самолеты. Сам же процесс авиационной фотосъемки требует от фотографа определенных знаний и навыков. Запечатлеть на фотографии объект, который проносится в небесной синеве с огромной скоростью или движется по взлетно-посадочной полосе, — задача непростая.

Для получения красивого и запоминающего кадра здесь важно правильно оценить момент и спустить затвор фотоаппарата в нужную долю секунды. В этом и состоит прелесть авиационной фотографии.

Некоторые вводят в заблуждение, говоря что плейн споттинг это фотографирование самолетов, это далеко не так. Фотографирование это часть современного споттинга, но не его основа. Часть споттеров, особенно на западе до сих пор ходят на споттинг с подзорной трубой и блокнотом, записывая в него какой самолет где и когда они видели.


Основная сложность авиационной фотографии - это, конечно, съемки самолетов и других летательных аппаратов в воздухе. Трудность заключается в том, что расстояние до объекта съемки будет постоянно меняться в силу высокой скорости и широкого диапазона высот, на которых летит самолет. Поэтому для ведения подобной съемки лучше всего
использовать фотокамеру с высокой скоростью серийной съемки, оснащенную светосильным телеобъективом. Это позволит получить качественные фотографии авиационной техники в полете и реализовать множество самых
разнообразных сюжетов. При съемке самолетов, находящихся в статичном положении на территории аэропорта, рекомендуется применять широкоугольный объектив, дающий возможность неторопливо выстроить кадр и запечатлеть самые интересные детали объекта.

Для съемки летательных аппаратов непосредственно во время их полета используется техника съемки с проводкой, которая применяется во многих видах фотографии, где требуется запечатлеть на пленке быстро движущиеся
объекты. Ведь фотография должна передавать движение и динамичность самолета, отрывающегося от взлетно-посадочной полосы или стремительно летящего по небу. Для съемки с проводкой необходимо правильно выбрать точку съемки исходя из предполагаемого движения самолета, положения солнца и направления ветра. Надо отметить, что угадать наиболее выгодную точку съемки практически невозможно, однако, опыт и общие закономерности движения летательного аппарата должны подсказать фотографу оптимальное решение.

При съемке самолета, который скоро наберет ход и оторвется от земли, лучше всего занять позицию как можно ближе к предполагаемой точке его отрыва от взлетно-посадочной полосы. Точка отрыва самолета зависит от его веса, мощности двигателей, направления и скорости ветра. Поэтому правильный выбор наиболее выгодной точки съемки в большинстве случаев определяется опытом фотографа и его знаниями авиационной техники.


Для съемки самолетов и других летательных аппаратов обычно применяют короткие выдержки, однако, порой это влечет за собой непредсказуемые результаты в виде смазанных изображений. Даже у опытных споттеров иногда
получаются неудачные снимки, поэтому нужно быть готовым к этому. Поскольку для споттинга главный объект съемки - это непосредственно сам летательный аппарат, снимать его необходимо крупным планом. В этом смысле споттинг чем-то похож на макрофотографию.

Самолет должен быть снят крупно и располагаться посередине фотографии. Тем не менее, авиационная фотография оставляет широкое поле для экспериментов, нахождения интересных сюжетов и ракурсов. В кадр могут попасть облака, тени, солнце, дым от ревущих двигателей самолета, тепловые ловушки в момент их отстрела, срывы воздушного потока и другие детали, которые позволят создать цельную и гармоничную картину. Если имеется такая возможность, то лучше всего внимательно изучить программу выступления пилотажных групп на авиашоу заранее или последить некоторое время за взлетающими и приземляющимися самолетами в аэропорту. Это позволит определить выигрышные ракурсы и, в конечном счете, получить фотографии, которые будут смотреться наиболее эффектно и интересно.

Успех в споттинге зависит от самого фотографа, его способности следить за «поведением» самолетов, изучать особенности движения авиационной техники. Только такой опыт позволит фотографу предугадывать, что произойдет в следующий момент, а значит, получить привлекательные и яркие снимки. Любителям споттинга никогда не стоит забывать о собственной безопасности и безопасности пассажиров и экипажа воздушных судов. Нужно быть всегда готовым к общению с представителями службы авиационной безопасности аэродромов и строго следовать их указаниям.

Во время холодной войны на Западе споттинг был особенно популярен. Считалось огромной удачей заснять советский самолёт, так как в СССР фотографировать аэропорты и самолёты было запрещено.

Первый в Российской Федерации официальный массовый споттинг был организован в Московском международном аэропорту «Домодедово» 22 мая 2007 года, идея организации и проведения фотосессии принадлежит сотруднику аэропорта Александру Васильеву. В споттинге приняли участие более 50 профессиональных фотографов-споттеров . По итогам мероприятия на первом этаже аэровокзального комплекса Домодедово была организована выставка фотографий "Авиационный споттинг в Домодедово"

В 2009 году к Москве присоединился Иркутск, когда 13 ноября «Аэропорт Иркутск» провёл первую споттинг-сессию. Пока только эти два города России проводят это мероприятие.

Споттинг-площадки

Наиболее известные в мире места для споттинга:

Пляж Махо рядом с аэропортом Принцессы Джулианы на острове Святого Мартина;
Сквер возле ресторана In-N-Out возле аэропорта Лос-Анджелеса;
Закрытый ныне Гонконгский аэропорт Kai Tak;


Правовое положение такого хобби не определено ни в одной стране, но в России к любителям плейн споттинга традиционно относятся жёстче, чем в западных странах. Хотя, известен случай, когда в 2001 году греческая полиция задержала 14 споттеров (12 британцев и двух граждан Нидерландов), когда те снимали в окрестностях базы греческих ВВС Каламата. Им грозил срок по 20 лет по обвинению в шпионаже.

Через 6 недель им было предъявлено другое обвинение — в незаконном сборе информации, их выпустили под залог в 9000 фунтов стерлингов. В апреле следующего года, уверенные в своей невиновности, они подали ответный иск против Греции. Итог был неожиданным: восьмерых приговорили к трем годам заключения, остальных — к одному году.. В ноябре того же года с 11 британцев были сняты все обвинения.

Фотографы любят самолёты с редкой раскраской фюзеляжа. Например, Boeing 747-400, Малазийские авиалинии

Тем не менее, иногда встречаются и обратные примеры, когда споттерские мероприятия организовываются официально. Например, 22 мая 2007 года в «Домодедово».

Как фотографировать самолеты и получить при этом интересные фотографии расскажет статья на нашем сайте. Во время воздушных шоу, когда самолеты демонстрируют все свои возможности и выполняют различные трюки, так хочется качественно снять эти мощные воздушные машины! Следует заметить, что — дело не самое простое, ведь самолеты летают на огромной скорости и даже глаза не всегда успевают уследить за их передвижениями. Но именно это и делает фотосъемку самолетов особенным занятием, когда один кадр может рассказать о многом и произвести очень сильное впечатление.

Для того, чтобы качественно фотографировать самолеты, летящие в воздухе необходимо использовать очень короткую выдержку . Например, 1/500 секунды. Это позволит поймать самолет в кадре без смаза, который может быть вследствие его скорости или дрожания ваших рук. Снимок должен быть резким, все детали самолета должны быть четко видны.

При фотосъемке самолетов полезно пользоваться таким приемом, как «фотосъемка с проводкой» . Оба глаза в этом случае открыты: один смотрит в видоискатель, а второй поверх камеры следит за полетом самолета. Движением камеры мы «провожаем» самолет, делая снимки при этом (серийная съемка в помощь!). При чем провожаем самолет не руками с камерой, а поворотом корпуса. Руки же в это время прижаты к туловищу для обеспечения неподвижности камеры во время съемки.

Чтобы удачно фотографировать самолеты просто необходимо «дружить» с ветром . Имеется ввиду то, что от направления ветра зависит то, что самолет будет делать в небе в том или ином направлении. Взлет совершается против ветра, скоростные трюки — по направлению ветра, более медленные элементы программы — против ветра. За ветром можно следить, поглядывая на флюгер, указывающий направление ветра на всех аэродромах.

Полезно учитывать при съемке самолетов окружающее пространство . Разнообразия тут немного, но облака и солнце вполне могут помочь в создании интересной композиции и глубины.

Если самолеты летят звеном, то можно получить интересный кадр, когда они выстроены в один ряд. Если при этом использовать телеобъектив, то за счет эффекта сжатия перспективы может получиться очень интересная фотография — самолеты в полете будут практически касаться друг друга и все будут недоумевать: «как это они так летают?».

Можно делать кадры с вертикальной ориентацией, особенно когда самолет устремляется вверх, оставляя за собой полосу белого дыма.

Если у самолета моторы с винтами, то их лучше снимать на более длинных выдержках, чтобы передать эффект вращения лопастей. Подойдет выдержка 1/30 — 1/60 секунды.

Интересно фотографировать самолеты на взлете! Тут важно предугадать сам момент взлета и отрыва шасси от поверхности аэродрома.

А самолеты находящиеся на земле хорошо фотографировать широкоугольным объективом и с нижней точки. Так самолет будет выглядеть эффектнее.

Споттинг (от английского слова «spot» - «увидеть», «опознать») - особый вид хобби, смысл которого заключается в фотографировании и опознании летательных аппаратов, чаще всего самолётов, по их бортовым номерам. Местом съемки обычно служит аэропорт или мелкий аэродром. Ну а самый распространенный вид съемки - фотографирование садящихся самолетов.

Сегодняшний споттинг будет проходить в аэропорту Пулково в Санкт-Петербурге.

Для качественного фотографирования движущихся с большой скоростью (до 300 км/ч) объектов необходим большой опыт, поэтому споттеры занимаются любимым делом как можно чаще. Многие отправляются в другие города, чтобы снимать в местном аэропорту.



Некоторые вводят в заблуждение, говоря что плейн споттинг это фотографирование самолетов, это далеко не так. Фотографирование это часть современного споттинга, но не его основа. Часть споттеров, особенно на западе до сих пор ходят на споттинг с подзорной трубой и блокнотом, записывая в него какой самолет где и когда они видели.

Скайэкспресс садится:

Во время холодной войны на Западе споттинг был особенно популярен. Считалось огромной удачей заснять советский самолёт, так как в СССР фотографировать аэропорты и самолёты было запрещено.

Первый в России официальный массовый споттинг был организован в Московском международном аэропорту «Домодедово» 22 мая 2007 года.

Ту-154 Аэрофлота выруливает на взлет:

Оренбургские авиалинии:

Аэрофлот:

Этот самолет летел 9 часов из Сеула в Петербург:

ТУ-154 можно узнать издалека по черному следу от двигателей:

Этот самолет был построен в 1990 году. А ЮТэир его купила в 2006 когда ему было уже 16 лет. Это все можно узнать по его регистрационному номеру:

Отличный самолет Ил-86. Производился серийно в1980-1993 годах на авиационном заводе Воронеже. Всего было выпущено 106 самолётов. Этот экземпляр уже на пенсии:

Диспетчерский центр Пулково и два из пяти стаканов здания аэропорта:

Закат в тот вечер был очень прекрасный:

Еще несколько фотографий с других мест.

Также, фотографы любят самолёты с редкой раскраской фюзеляжа. Например, Boeing 747-400, Малазийские авиалинии:

Или вот такой:

Индийские авиалинии:

На сегодня про споттинг все.

Как я с рампы фотографировала

Главным событием августа для меня оказался не МАКС, а событие, состоявшееся за неделю до его начала.

Компания “Иркут” пригласила меня поучаствовать в воздушной фотосессии двух самолетов, готовящихся выступить на авиасалоне – Як-130 в новой красной ретро-ливрее и Су-30СМ – модернизированной Сушки для ВВС РФ. Рассказ про то, как мы с оператором Павлом Новиковым снимали их с рампы самолета Ан-12.

(Фотографии при клике увеличиваются и открываются в дополнительном окне.)

2. Кто никогда не видел военно-транспортный Ан-12, показываю. Красным выделена рампа, которая открывается для десантирования или, как в нашем случае, для фотосъемки следом летящего самолета.

Чтобы получить доступ к съемке с борта транспортного самолета нужно пройти врачебную летно-экспертную комиссию (ВЛЭК) и иметь полис страхования жизни. Для видеооператора требования не такие жесткие, как, например, для стюардессы или бортинженера. Не говоря уже о пилотах.

У меня есть ограничения по зрению (то есть снимать могу только с транспортников и вертушек), а Пашка вообще красавчик – ему можно снимать с истребителей! Что он, собственно, успешно делает уже несколько лет. Начинал он в компании МиГ, летал с “Русскими витязями» на Су-27, участвовал в съемках различных фильмов – художественных и документальных, даже на МиГ-25 летал. Учился во ВГИКе на курсе Вадима Юсова, сейчас работает с телеканалом “Звезда» и фрилансит.

3. “Звезда” пишет бекстейдж о работе воздушного оператора. На мне было примерно то же самое, только без красного комбеза.

4. Просто так стоять у открытой рампы никто не позволит. По её периметру была туго натянута сетка и ремни, а к полу намертво прикручен брус для упора ногами. На операторе надето специальное альпинистское снаряжение, к которому цепляется страховка, ввинченная в пол. Причем размер страховки рассчитывается строго на такое расстояние, чтобы не выпадать за пределы сетки. Репетиция привязывания перед полетом.

5. Камера тоже фиксируется ремнями. Не смотрите, что у конструкции с виду неустойчивый вид. На самом деле все жёстко. Свои два фотоаппарата (второй и третий Марки) с объективами 24-70/2,8 и 70-200/2,8 с длинными ремешками я набрасываю через шею. Практика показала, что чаще всего использовался 70-200. Идеальным тут был бы один объектив 28-300, но у меня его нет.

6. GoPro прикручены, вся техника готова, и мы взлетаем, пристегнутые на пассажирских креслах в специальном отсеке Ан-12 сразу за кабиной пилотов. Пашка в предвкушении. Кстати, одеваться нужно тепло. На высоте 100-1500 метров температура на десяток градусов ниже, чем на земле. Например кожаная куртка летчика из толстой кожи отлично подойдет! Шапочку десантника Новиков где-то тоже лично раздобыл.

7. После набора нужной высоты нам дают знак, что пора, и мы бежим пристегиваться к закрытой пока рампе. На операторе гарнитура для переговоров с летчиками Ан-12, но при шуме двигателей она почти бесполезна.

8. И вот, когда мы стоим пристегнутые с камерами наперевес, рампу открывают! Летит немного пыли, я ожидала большего мусора и ветра. Через минуту-другую появляется первый участник фотосессии Як-130.

9. Управляют самолетом заслуженный лётчик-испытатель РФ, Герой РФ Роман Таскаев и штурман-испытатель 1-го класса Сергей Кудряшов.

10. На земле на предполетном брифинге перед съемкой мы обсуждали её условия. Высота, скорость, расстояние “модели» до операторов, маневрирование и фигуры пилотажа, которые должны быть запечатлены.

Высота – 1000-1500 метров, ближайшее расстояние приближения объекта съемки к рампе – 25 метров, на принижении 10-15 метров.

11. А выше и не нужно, потому что объект будет попадать в спутную струю от двигателей Ан-12, а при таком режиме пилотировать нельзя, да и картинка размоется.

12. Выбора времени съемки у нас не было, а в идеале “воздух-воздух” надо проводить на рассвете и закате и, желательно, где-нибудь в районе гор, как, например, это было в апреле, когда я принимала участие в фотографировании Фальконов над Пиренеями.

13. Пиренеев у нас в Московской области обнаружено не было, маршрут пролегал от Жуковского до Егорьевска и обратно. Вот, например, Виноградово вверху и Лебединое озеро левее.

14. А это еще над какими-то там озерами (ищу-ищу на карте, не могу найти). У меня вообще любимое занятие – разглядывать и узнавать места, снятые с самолета. Но здесь трек прописан не был, знаю только, что пару кругов нарезали мы где-то в полях между Воскресенском и Егорьевском. Помогайте опознать! (Подсказывают: озеро Куликово и озеро Строганец в Клепиковском районе.)

15. Первые несколько минут Як-130 шел ровно, а потом пошла движуха. Для динамичности картинки Пашка попросил пилотов покачаться и сделать несколько бочек и уходов в разные стороны.

16. Самолет после маневра прямо под нами быстро уходит из кадра.

17. Бочка – и р-р-раз!

Видео полета смотреть строго обязательно:

Съемка с GoPro из кабины и с крыла:

20. Уход вверх. Тут уже видно, как самолет попадает в струю и размывается маревом. 22-минутная съемка Як-130 закончена.

21. Як-130 отснят, рампа закрывается, и можно вздремнуть в ожидании следующей “модели”, которая в эти минуты стартует с аэродрома Раменское. По связи передали, что Су-30СМ появится через несколько минут.

22. Поначалу сливающийся с местностью Су-30СМ не удавалось разглядеть, но когда мы его заметили, дружно переглянулись и показали друг другу поднятый вверх большой палец. Почему? Смотрите видео! Вячеслав и Евгений Аверьяновы начали маневрирование еще за несколько сотен метров до нас!

23. Аверьянов Вячеслав Юрьевич – лётчик-испытатель лётно-испытательной и доводочной базы “ОКБ Сухого”. Второй пилот – его сын Евгений.

26. Рабочие моменты с рампой в кадре. Её будем резать для чистоты картинки.

27. Общий вид с рампы Ан-12.

28. Самолет так близко, что можно встретиться взглядом с летчиками. Мы на рампе за сеткой никак не подсвечены, и они нас не видят. Для пущего эффекта выпускается тормозной щиток.

29. Многоцелевой сверхманевренный истребитель Су-30СМ является дальнейшим развитием семейства боевых самолетов типа Су-30МКИ.

30. Контракты на поставку 60-ти Су-30СМ в период до 2016 года были заключены между Министерством обороны РФ и ОАО “Корпорация “Иркут” в 2012 году.

31. Первый полёт построенный по заказу российских ВВС истребитель Су-30СМ совершил 21 сентября на аэродроме ИАЗ (Иркутск).

32. Су-30СМ обладает сверхманевренностью, оснащен радиолокатором с фазированной антенной решеткой, способен применять современное и перспективное высокоточное вооружение класса “воздух-воздух” и “воздух-поверхность”.

33. В том, что самолет сверхманевренный, мы убедились лично.

34. В рамках работы авиасалона МАКС-2013 летчики авиационной группы высшего пилотажа “Русские Витязи” совершили ознакомительные полеты на новом Су-30СМ. В ходе полетов летчики прославленной пилотажной группы выполнили комплекс фигур высшего пилотажа и ознакомились с уникальными сверхманевренными возможностями самолета. Они дали высокую оценку летно-техническим характеристикам истребителя производства ОАО “Корпорация “Иркут”.

35. Корпорация “Иркут” в пятницу 13 сентября передала ВВС России два многоцелевых истребителя Су-30СМ и три учебно-боевых Як-130 в рамках подписанного ранее госконтракта.

36. Фото без кадрирования. Canon EOS 5D Mark III, объектив 70-200/2,8LII, фокусное расстояние 110 мм, ISO 320, выдержка 1250, диафрагма 7,1.

37. Всё, ушел красавчик. Съемка длилась 8 минут и, по-моему, удалась. А вы как думаете?

38. А бекстейдж со мной никто не сделал. Приходится снимать автопортрет.

Премногие благодарности хочу передать за предоставленную возможность воздушной съемки компании “Иркут”, летчикам и техникам Ан-12, летчикам Як-130 и Су-30СМ, Пашке за компанию и советы!

PS: узорчатая хрень на фонаре – пирошнур для разрушения фонаря при катапультировании.

Электронное СМИ «Интересный мир». 18.09.2013

Дорогие друзья и читатели! Проект «Интересный мир» нуждается в вашей помощи!

На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.

Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму на карту Сбербанка: Мастеркард 5469400010332547 или на карту Райффайзен-банка Visa 4476246139320804 Ширяев Игорь Евгеньевич.

Также вы можете перечислить Яндекс Деньги в кошелек: 410015266707776 . Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.