Кавказ — это Европа или Азия: где проходит граница между двумя частями света. Где проходит граница между азией и европой Город который делит европу и азию

Вопрос, несомненно, вызовет недоумение у любого жителя Казахстана и России, ведь об этом знает каждый школьник: граница между Европой и Азией проходит по Уральским горам и реке Урал. Свидетельство тому – обелиски на важных железнодорожных магистралях

и автотрассах, пересекающих Уральский хребет, с указанием, где начинается Европа, где Азия.

Но вопрос не так прост, как кажется.

Об этом говорит и тот факт, что данный вопрос обсуждался на научно-практической конференции Общества геологов-нефтяников Казахстана, состоявшейся в Атырау. Ее участники единогласно отметили актуальность обсуждаемой темы.

История вопроса

Древние греки первоначально считали Европу отдельным материком, разделенным от Азии Эгейским и Черным морями. Убедившись, что Европа – лишь малая часть огромного материка, который сейчас называют Евразией, античные авторы стали проводить восточную границу Европы по реке Дон. Это мнение господствовало в течение почти двух тысячелетий.

В 1730 году шведский ученый Филипп Иоганн фон Страленберг впервые обосновал в мировой научной литературе идею о проведении границы между Европой и Азией (позднее, в 1736 году, Василий Татищев, известный своей «Историей Российской», утверждал, что именно он подсказал ему эту мысль). В своей книге Татищев проводил границу следующим образом – от пролива Югорский Шар по Уральскому хребту, далее по реке Урал, через Каспийское море до реки Кумы, через Кавказ, Азовское и Черное моря и Босфор.

Эта идея не сразу получила признание современников и последователей. Например, Михаил Ломоносов в трактате «О слоях земных» (1757-1759 гг.) проводил рубеж между Европой и Азией по Печоре, Волге и Дону. Однако вскоре появились авторы, исследования которых вслед за Татищевым стали признавать Уральский хребет в качестве естественного рубежа между Европой и Азией.

Постепенно новая граница стала общепринятой сначала в России, а затем и за ее пределами.

Границы Европы и Азии закреплены в городах Казахстана памятниками-символами. В городе Уральске в 1984 году был установлен монумент у моста через реку Урал при въезде в город со стороны аэропорта. На его вершине установлен шар, символизирующий Землю, опоясанный надписью «Европа-Азия». В городе Атырау с двух сторон моста через реку Урал установлены беседки с надписями соответственно «Европа» и «Азия».

Так где же проходит юго-восточная граница Европы по территории Казахстана?

Геологическое

обоснование

В природном отношении резкой границы между Европой и Азией не существует. Континент объединен непрерывностью суши, сложившейся на настоящий момент тектонической консолидированностью и единством многочисленных климатических процессов.

Восточная часть материка включает две платформы (Китайско-Корейскую и Южно-Китайскую), некоторые плиты и области мезозойской и альпийской складчатости. Юго-восточная часть представляет собой области мезозойской и кайнозойской складчатости. Южные районы представлены Индийской и Аравийской платформами, Иранской плитой, а также областями альпийской и мезозойской складчатости, которые преобладают и в Южной Европе. Территория Западной Европы включает в себя зоны преимущественно герцинской складчатости и плиты палеозойских платформ. Центральные области континента – зоны палеозойской складчатости и плиты палеозойской платформы.

Период формирования материка охватывает огромный промежуток времени и продолжается в наши дни. Процесс образования древних платформ, слагающих континент Евразия, начался в докембрийскую эпоху. Тогда сформировались три древние платформы – Китайская, Сибирская и Восточно-Европейская, разделенные между собой древними морями и океанами.

К концу палеозоя Восточно-Европейская платформа и Казахстанская плита были спаяны. Надвинутая на запад Казахстанская плита занимала гипсометрически приподнятое положение. С геологической точки зрения линию западной границы Казахстанской плиты можно принять в качестве юго-восточной границы Европейского материка в пределах территории Республики Казахстан.

Географическое

обоснование

В 1964 году XX конгресс Международного географического союза в Лондоне принял границу Европы и Азии, изобразив ее на карте красной линией. Линия прошла по восточной подошве Уральских гор и Мугоджар, реке Эмба, северному берегу Каспия, Кумо-Манычской впадине и Керченскому проливу. Однако это решение до настоящего времени у нас в республике не прижилось. Интересно, что при проведении границы между Европой и Азией по реке Эмба в Европе будет расположено 12,5 процента территории Казахстана.

В 2010 году Русское географическое общество провело экспедицию в Казахстане с целью ревизии общепринятых взглядов на прохождение границы Европы и Азии по территории РК. Участники экспедиции воочию убедились, что именно Уральский хребет, вернее его восточное подножие, является ориентиром для проведения границы Европы и Азии.

По их мнению, реки Урал и Эмба не являются реальными границами, так как характер местности по их берегам одинаков. Ученые пришли к предварительному выводу о том, что наиболее разумно провести границы Европы и Азии по восточному краю Прикаспийской низменности, являющейся юго-восточным окончанием Восточно-Европейской равнины.

В 2011 году вопрос о проведении этой границы был вынесен на обсуждение Московского отделения Всероссийского географического общества.

В ходе обсуждения выяснилось, что европейско-азиатскую границу вообще нельзя провести с точностью до одного метра или даже километра, потому что в природе между Европой и Азией нет резкого перехода. Климат в Европе у границы с Азией такой же, как и в Азии у границы с Европой, почвы такие же, и в растительности также нет большой разницы.

Единственным естественным рубежом может служить строение земной поверхности, отражающее геологическую историю местности. Это обычно и использовали географы, проводя границу между Европой и Азией по Уралу и Кавказу. Но где же тогда точно провести границу? Ведь ширина Уральских гор доходит до 150 километров, а Кавказа – и того больше. Выход из этого положения находили в том, что границу проводили по главным водоразделам Урала и Кавказа (поэтому-то и были на Урале расставлены пограничные обелиски). В таком случае западная часть Урала относилась к Европе, а восточная – к Азии, жители северного склона Главного Кавказского хребта могли считать себя европейцами, а южного склона и всего Закавказья – азиатами. Но беда не в этом.

Самые большие неприятности из-за такого проведения границы между Европой и Азией испытывали картографы. Составляя, например, карту Европы, они должны были показывать пол-Урала и небольшую часть Кавказа, разрывая эти горные массивы. Возражали против такой постановки вопроса и геологи. Они вынуждены были искусственно делить на две части Кавказ, имевший единую геологическую историю развития. Мугоджары, лежащие на продолжении Уральского хребта и составляющие с ним единое целое, иногда отрывались от Урала, так как некоторые ученые границу южнее Уральских гор проводили по реке Урал.

Московские географы решили исправить положение и решили договориться о проведении границы между Европой и Азией таким образом, чтобы Урал и Кавказ не разрывались на части, а целиком относились к той части материка, с которой они больше связаны геологической историей.

Таким образом, Урал теперь решено целиком относить к Европе, а Кавказ, тоже целиком, к Азии.

С учетом геологии, геоморфологии и географии региона юго-восточную границу Европы по территории Актюбинской области предлагается провести по восточному подножию Мугоджарских гор (продолжение Уральских гор на территории Казахстана) и по левобережью реки Эмба по линии кряжа Шошкаколь, плато Шагырай, чинка Донызтау с дальнейшим выходом к Каспийскому морю южнее месторождения Тенгиз.

Таким образом, на европейской части территории будут находиться Атырауская, Западно-Казахстанская, частично Актюбинская и Мангыстауская области.

В связи с этим предлагается по территории Казахстана установить обелиски «Европа-Азия» в Актюбинской области в районе города Хромтау на автомагистрали Актобе-Астана, в районе железнодорожной станции Мугалжар, а также в Атырауской области между железнодорожными станциями Опорный и Бейнеу.

Такое решение вопроса о границе Европы и Азии предложено отразить во всех учебниках географии и на всех географических картах, выпускаемых в учебных целях.

Европа – часть света площадью около 10,5 миллиона квадратных километров и населением в 830,4 миллиона человек. Вместе с Азией образует материк Евразия.

Евразия – самый большой континент на Земле. Площадь – 53 893 тысячи квадратных километров, что составляет 36 процентов площади суши. Население – более 4,8 миллиарда (данные на 2010) – это около 3/4 населения всей планеты.

Расберген МАХМУДОВ,

Косан ТАСКИНБАЕВ,

кандидат геолого-

минералогических наук, геолог

P.S. Мнение российских и казахстанских ученых,

участвовавших в экспедиции,

и предложения по новому определению

границы между Европой и Азией

Международным географическим союзом до настоящего времени пока еще не рассматривалось.

Огромный континент Евразия состоит из двух частей света: Европы и Азии. Основная граница между ними проходит через Уральские горы, но вот как она проходит южнее? Кавказские горы также являются условной границей, но часто возникает вопрос о том, к какой части света относится сам Кавказский регион? Конечно, граница между Европой и Азией - это во многом условность, но ее необходимо придерживаться. Поэтому давайте разберемся, где она проходит и жители каких регионов могут называть себя европейцами.

Понятие Европа возникло еще во времена Античности, а ее границы со временем претерпели существенные изменения. Так, например, в древности ученые проводили восточную границу между двумя частями света по реке Дон, а сегодня она уже сместилась до Уральских гор.


Граница между Европой и Азией - это весьма дискуссионный вопрос. До сих пор ученые не могут прийти к единому мнению и договориться о том, где же проходит та самая грань между двумя частями света, а в разных изданиях можно увидеть картографическое воплощение различных подходов к этой проблеме. Подобная путаница создает немало сложностей: начиная от формирования статистических данных по регионам до чисто географических вопросов, связанных с тем, какую часть Кавказа можно отнести к Европе, а какую к Азии. В период существования СССР граница между Европой и Азией обозначалась на картах по линии государственной границы СССР, и Кавказ располагался на территории Европы. Но впоследствии подобное расположение границы было подвергнуто критике, ведь Кавказские горы в географическом аспекте были более близки именно к азиатскому региону.


Итак, согласно принятым на сегодняшний день договоренностям, граница между Европой и Азией проходит по восточной окраине Уральских гор и Мугоджар, далее идет по реке Эмба, протекающей по территории Казахстана. Затем граница проходит по северному побережью Каспийского моря и далее по Кума-Манычской впадине идет к Азовскому морю. Таким образом, получается, что Кавказ является частью Азии и полностью расположен в этой части света, а Уральские горы в территориальном отношении принадлежат Европе.

Так где проходит граница между Европой и Азией? Почему этот вопрос является предметом споров?

Границы между Европой и Азией на карте

Точно определить, где проходит граница между Европой и Азией, не могут даже ученые – дискуссии не прекращаются уже много веков, территории уточняются, информация корректируется… Впрочем, сегодня существует общепринятое мнение, согласно которому:

  • границы Азии установлены на стыке плит литосферы, найти их просто – они обозначены горами и горными хребтами;
  • если с определением границы по Уральскому хребту не составляет труда, то на юге сложнее – барьером является река Эмбра и Кумо-Манычская низменность в Ростовской области;
  • протяженность границы составляет свыше 5,5 тыс. км, большая часть – горы;
  • отделяет части света и Керченский пролив между Европой и Азией, соединяющий Азовское и Черное море;
  • Урал условно считается европейским, Кавказский хребет относится к Азии, хотя нередко географы делят части света и по вершинам гор.

Зарубежная Азия отделена от европейской части мира в Черном море. Турция относится к азиатскому континенту, и Болгария – к Европе.

Почему трудно определить границы Азии и Европы?

Проблема выделения границ носит не географический характер – на картах несложно определить, где находится Азия, а где – Европа. Все дело в менталитете людей и устоявшихся убеждениях. Так, любопытными фактами при определении, где проходит граница Европы и Азии, являются:

  • точные данные о границе в большинстве источников отсутствуют – даже энциклопедии предпочитают скрывать эту информацию;
  • считается, что Азия – это часть света, где уровень жизни отстает от европейского, поэтому многие люди просто не готовы признать, что проживают здесь;
  • руководители бывших республик СССР также не относят территории своих стран к азиатской части;
  • Турция, являющаяся членом НАТО и планирующая вступить в ЕАЭС, условно относит себя к Европе, аналогичный подход можно увидеть и на картах, выпущенных в США.

Впрочем, территориальное выделение границы Азии и отнесение сюда Кубани и Северного Кавказа – вопрос, касающийся исключительно географии. Если же жители этих регионов, турки и грузины хотят считать себя европейцами, их менталитет не схож с азиатским – установить границу можно по взаимному согласию, как это сделано сегодня.

Где отдохнуть – в Европе или Азии?

Россия – Европа или Азия?

Найти границу двух цивилизаций непросто, она проходит через Уральские горы на севере, а Керченский пролив между Европой и Азией разделяет континент на юге. Впрочем, чтобы увидеть экзотическую природу, достопримечательности, попробовать национальные блюда и посетить новые страны вовсе необязательно искать границы на карте – можно смело отправляться в путешествие, ведь восток и запад материка уникальны.

Далеко не каждый человек способен не задумываясь сказать, какие горы разделяют Европу и Азию. Для того чтоб корректно ответить на данный вопрос, необходимо для начала отметить, что Евразия является самым большим материком на планете. Его принято делить на два континента - Европу и Азию. С экономической точки зрения, начиная с давних времен и до наших дней, граница между ними играет очень важную роль для перемещения с Востока на Запад и в обратном направлении. По мнению древних греков, она проходила по центру Средиземного моря. Начиная с пятого века до нашей эры ею считалась река Дон и Такого мнения придерживался Птолемей, поэтому данное учение довольно прочно утвердилось и продержалось вплоть до восемнадцатого века. В данной статье речь пойдет о том, что разделяет Европу и Азию в современном понимании.

Первое официальное разделение

В научной литературе официально материк был впервые поделен на два континента шведским известным научным деятелем Филиппом Иоганном фон Страленбергом в 1730 году. Отвечая в своих трудах на вопрос о том, какие горы разделяют Европу и Азию, он четко отметил, что это Уральский хребет. Вместе с этим ученый акцентировал внимание на том, что кроме него граница проходит через одноименную реку, Кавказ, пролив Югорский Шар, Каспийское, Чёрное и Азовское моря. Многие авторитетные исследователи того времени поддерживали такую идею, о чем писали в своих работах. Бытует мнение, что Страленбергу такую идею предложил В. Н. Татищев — основатель многих местных городов и поселений. Теперь более подробно о том, какие горы разделяют Европу и Азию.

Формирование Уральских гор

Урал не просто представляет собой естественно сформированную границу между смежными континентами, но также служит водоразделом восточного и западного бассейнов. Формирование гор началось примерно 350 миллионов лет тому назад, другими словами, в палеозойскую эпоху, и длилось ориентировочно 150 миллионов лет. Общая длина хребта превышает отметку в две тысячи километров. Что касается его ширины, то она колеблется в разных участках от сорока километров до ста пятидесяти. Само наименование «Урал» в переводе с башкирского языка означает «возвышенность» либо «высота». Говоря о том, какие горы разделяют Европу и Азию, нельзя не отметить тот интересный исторический факт, что на самой первой российской карте они были названы «Большим камнем» и изображались как большой пояс, откуда начиналось значительное количество рек. В связи с тем что хребет является довольно старым, его вершины не очень высокие. Первое официальное документальное воспоминание о нем есть в «Повести временных лет» и датируется одиннадцатым веком. Урал географически принято делить на Северную, Центральную и Южную части.

Природные ресурсы

Сейчас на территории Урала можно встретить большое количество различных минералов и полезных ископаемых. Здесь есть медные и железные руды, кобальт, никель, цинк, нефть, каменный уголь и даже драгоценные камни с золотом. В связи с этим еще со времен Советского Союза горы между Европой и Азией считаются самой крупной металлургической и горнорудной базой государства. Это и неудивительно, ведь 48 из 55 видов полезных ископаемых, что добывались на то время во всей стране, встречались здесь. Многие из них, в том числе драгоценные и полудрагоценные, располагаются в непосредственной близости к земной поверхности. Существует также несколько минералов, которые встречаются исключительно здесь. Ярким их примером является тёмно-изумрудный уваровит. Сюда же следует отнести и богатые лесные ресурсы. Нельзя не отметить тот факт, что в средней и южной части гор созданы отличные условия для земледелия.

Климат

Для Урала характерен типичный горный климат, в условиях которого осадки распределяются неравномерно. Природные условия здесь могут очень сильно отличаться даже в пределах одной зоны. Объяснение этому достаточно простое. Дело в том, что горы, разделяющие Европу и Азию, играют роль своеобразного климатического барьера. В связи с тем что в западной части выпадает большое количество осадков, климат здесь более мягкий и влажный. Что касается восточного района хребта, то тут все наоборот - он сухой из-за недостатка осадков.

Обелиски

Отдельных слов заслуживают расположенные на местные обелиски. Устанавливаться здесь они начали в девятнадцатом веке. Первыми монументами стали памятники в виде стел, изготовленные из дерева и имеющие прямоугольную форму. На них в обязательном порядке наносились указатели, которые так и назвались «Азия» и «Европа». С целью обеспечения сохранности обелисков рядом с ними возводились караульные хижины небольших размеров, в которых жили, как правило, обходчики леса. Отдельные монументы могут похвастаться собственной уникальной историей. К примеру, памятник, расположенный неподалеку от горы Березовая, появился в 1807 году. Тридцать лет спустя, в связи с посещением объекта императорской делегацией, деревянная конструкция была заменена мраморной, с гербом царя.

Граница по реке Урал

Река, разделяющая Европу и Азию, — это Урал. Ее общая протяженность составляет около двух с половиной тысяч километров. Следует отметить, что в ее бассейне находятся около восьми тысяч рек разного размера. В истоке Урала лежат пять крупных родников, расположенных на высоте 637 метров над уровнем моря. Объединяясь в заболоченной долине, они образуют довольно мощный поток. Идею использования реки в виде границы между двумя континентами предложил упомянутый выше российский ученый В. Н. Татищев.

Стамбул

Единственным городом на планете, что располагается одновременно на двух континентах, является турецкий Стамбул. История этого мегаполиса насчитывает более двух с половиной тысяч лет. Все эти годы он имел очень важное торговое значение благодаря своему географическому месту нахождения. Средиземное море, разделяющее Европу и Азию, отделяет их также и от Африки. Именно здесь через пролив Босфор соединено с Черным. Таким же образом разделены и континенты. Само место расположения современного города Стамбула зачастую называли воротами, связующими Шелковый путь со Старым Светом.

Экспедиция 2010 года

В апреле 2010 года Российским географическим обществом была инициирована и проведена экспедиция, основным заданием которой было определение истинного происхождения границы между Азией и Европой. В ходе работы ученые установили, что ось Уральского хребта теряется в районе Златоуста и распыляется на несколько линий. Ними являются некоторые параллельные массивы. В связи с этим они предположили, что не совсем разумно считать границей По их мнению, ее следует прокладывать по Прикаспийской низменности, а точнее — по ее восточному краю. Однако исследования российских ученых и до сегодняшнего дня остаются не рассмотренными соответствующим органом — Географическим международным союзом.

Выводы

Из всего вышеуказанного можно смело сделать вывод, что основной границей между Азией и Европой являются Уральские горы. Одним из доказательств этого является даже тот факт, что по разную их сторону фауна и флора заметно отличаются. Кроме того, большая разница возникает даже в направлениях и характерах рек.

Пограничный столб «Европа-Азия» на трассе Москва – Челябинск вонзается в небо, условно разделяя и соединяя две древние цивилизации, две части света. Здесь проходит граница между Европой и Азией. Стоп, а почему именно здесь? Попробуем разобраться.

Как проходит граница между Европой и Азией на карте мира

На самом деле не очень ясно, где проходит эта граница. Европейско-азиатскую границу нельзя провести с точностью до одного метра или даже километра, поскольку не существует четких ориентиров . Разные исследователи за более, чем трехтысячелетнюю историю изысканий в качестве границы между Европой и Азией использовали следующие типы рубежей:

  • культурологические (расселение народов, распространение языков, культур);
  • административно-политические, границы государств и административных единиц;
  • ландшафтно-орографические, то есть, по строению земли;
  • гидрологические: водоразделы и долины крупных рек.

Вариантов границы, таким образом, накопилось множество. На карте ниже отражены основные представления о проведении границы. Как видно, во многом они совпадают, за исключением южного участка границы Европы на Кавказе и небольшого северного участка. Однако, от этого зависят другие географические определения. Например, если мы проводим границу по Кума-Манычской впадине, то Эльбрус уже не может быть высочайшей вершиной Европы, поскольку попадает в Азию. В зависимости от того, где проводят границу, Казахстан может считаться евроазиатской страной, а Грузия — европейской страной и может принимать участие в Евровидении.


«А»: — современное определение границы. Сейчас используется ООН. «В»: — по Уральскому Хребту и реке Урал. «C»: — граница по линии мыс Югорский Шар — кряж Пай-Хой — Уральский хребет — река Урал. «D» — по границе Казахстана. «F»: — Кавказский хребет (водораздел). «E»: — северные предгорья Кавказа. «F»: — линии по водоразделу Большого Кавказа. «G»: — южные предгорья Кавказа. «H»: — Кавказ в реках Риони и Куры. «I»: — по Малому Кавказу и рекам Аракс и Кура. «J»: — бывшая граница Советского Союза.

История проведения границы между Европой и Азией

Ранние представления о границе Европы и Азии

Еще в античности люди задавались вопросом, где кончаются части света. Уже в IX-VIII веках до нашей эры финикийцы выделяли три части света: Европу (от слова«эреб» — запад), Азию (от слова «асу» — восток) и Ливию – как название Африки. Греки проводили границу между Европой и Азией по Понту (Черное море). Римляне отодвинули границу на Меотиду (Азовское море) к Керченскому проливу и реке Танаис (Дон). В трудах Геродота, Полибия, Страбона, Помпония Мела, Клавдия Птолемея отражено именно такое деление и благодаря им граница по Азовскому морю и Дону оставалась незыблемой до XVIII века.

Взгляд на реку Дон, как природную границу между Европой и Азией, был распространен и в русских географических трудах, носящих название «Космография» , издававшихся до 17 века. М.В. Ломоносов в своем труде «О слоях земных» (1757-1759) проводил границу между Европой и Азией по Дону, Волге и Печоре, хотя к этому времени уже появились иные представления.

Как проводили границу Европы и Азии в 18-19 веках

Однако, в Средние века и Новое Время делаются попытки провести границу по-другому. В средневековых арабских трудах границей Европы служит Итиль (Волга) и Кама. Французский картограф Гийом Делиль в своем «Всемирном атласе» провел границу по Оби, а путешественник Иоган Гмелин в своей книге «Путешествие через Сибирь в 1733-1743 годах» и вовсе обосновывает восточную границу Европы по Енисею, как и позже французский географ Э.Реклю в труде «Земля и люди. Всеобщая география».

Идея о проведении границы между Европой и Азией по водоразделу Уральских гор была впервые выдвинута шведом Страленбергом в книге «Северная и восточная части Европы и Азии» в 1730 году. Однако, В.Н. Татищев оспаривает приоритет Страленберга и утверждает, что именно он в 1720 году предложил это деление Страленбергу. В своей работе Татищев (изданной в России только в 1950 г.!) отвергает старые представления прежних авторов о границе по Дону, Волге,Каме и Оби. Он пишет: «… все оные не годятся, но за наилучшее природное разделение сих двух частей мира сии горы … по древним Рифейские, Татарской Урал, по-русски Пояс именуемые, полагаю».

В «Лексиконе Российском» он описывает так восточные границы Европы: «Весьма приличнее и натуральнее провести границу от узкости Вайгач по Великому Поясу и Яику вниз через море Каспийское до реки Кумы или гор Таурисских» (т.е. Кавказских) и приводит немало аргументов в пользу такого деления. Труды Татищева дают самые убедительные доказательства в пользу проведения границы между Европой и Азией по Уральскому хребту.

Однако, варианты границы, предложенные Страленбергом и Татищевым, совпадают только в средней части Уральского хребта, а в южной части Урала у Страленберга граница проходила через Общий Сырт, реку Самару, Волгу до Камышина и далее по Дону в Черное море. Научное признание Уральского хребта в качестве границы между Европой и Азией получило отражение в трудах Фалька, Полунина, Плещеева, Щуровского в 18-19 веках.

В том, как проводить границу южнее Миасса, не было согласия. Паллас в конце 18 века проводил границу от среднего течения р.Урал по южным склонам Общего Сырта, Волге, Ергеням, долине реке Маныч и относил всю Прикаспийскую низменность к Азии . Миллер и Ф.А.Полунин проводили границу по Дону, Волге, Каме, Белой и далее по Уральскому хребту. В учебниках по географии 18-го века южный отрезок границы проведен по реке Эмбе.

Карта исторических определений границы между Европой и Азией

История проведения границы Европа-Азия

На рисунке изображена история определений границы между Европой и Азией по картам, опубликованным между 1700 и 1920 годами. Обратите внимание, что до конца 16 века нет четкого разграничения Ледовитого океана, Карского моря, Новой Земли. Красная линия показывает определение границы, существующее примерно с 1850 года, например, в трудах Джонсона (1861). Оно проводит границу по хребту Большого Кавказа, реке Урал и Уральскому хребту.

Линия А показывает альтернативное определение по Бич и МакМури, 1914 г . По нему граница проходит по рекам Дону и Маныч и помещает губернии российского Кавказа в Азию. Другие исторические определения линий границы больше не используются.

  • Линия B проводится по реке Дон, далее по Волге до Волгограда, потом по линии D или С (в зависимости от соглашения).
  • Линия C проводится по Волге из Волгограда до Самары, продолжение обозначено как E или F, в зависимости от соглашения.
  • Линия D проходит следующим образом: по Дону мимо Волгограда, затем срезает по северу в Архангельской области к западу от Волги. Это соглашение находится в первых официальных атласах Российской империи, опубликованных в 1745 году.
  • Линия Е проходит по Волге до Самарской луки, а затем поворачивает на северо-запад, к Северной Двине и заканчивается в Архангельске. Это обозначение используется Кристофом Вайгелем в его карте Азии Vetus, опубликованной в 1719 году.
  • По линии F граница оставляет Волгу в Самарской луке и проходит с нижней Иртыша и Оби. Используется Иоганном Крестителем Хоманном в его Recentissima Asiae Delineatio, опубликованной в 1730 году.
  • Линии G и H обозначены Джоном Кэри в его Новой карте Азии (1806). Граница следует Доном и Волгой (B, C, F), но затем идет по Уралу к югу от Перми (G) и оставляет Уральский водораздел, достигнув побережья Северного Ледовитого океана к западу от полуострова Югорский (H).

Официальное политическое определение границы Европы и Азии в настоящее время

Для политического определения границы между Азией и Европой важной остается историческая и культурная концепция. Официально границей Европы и Азии следует считать линию, проходящую через Эгейское море, Дарданеллы, Мраморное море, Босфор, Черное море, вдоль водораздела Большого Кавказа, северо-западной части Каспийского моря и по реке Урал и от Урала до Северного Ледовитого океана. Эта граница представлена в большинстве атласов, в том числе, и атласе Национального географического общества, а так же в World Factbook.

Согласно этому определению, Грузия и Азербайджан лежат в Азии, но их небольшие части лежат к северу от водораздела Большого Кавказа в Европе. Стамбул, таким образом, находится с обеих сторон пролива Босфор, что делает его трансконтинентальным. Так же Россия и Турция являются трансконтинентальными странами с территориями и в Европе, и в Азии по любому определению. В то время как Россия — исторически европейская страна с историей имперских завоеваний в Азии, то Турция является азиатской страной с имперскими завоеваниями в Европе. Казахстан, таким образом, является евроазиатской страной, поскольку Западно-Казахстанские и Атырауская провинции лежат по обе стороны от реки Урал.

Кума-Манычкая низменность (реки Маныч, Кумо-Манычкий канал и река Кума) остается наиболее часто определяемой географической границей Европы . Однако, такое деление ставит традиционно европейские районы России, такие как Ставропольский и Краснодарский край, а также районы к югу от Ростова-на-Дону в Азию, что непривычно. Впрочем, судя по тому, что власти Ростова-на-Дону собираются обыграть этот факт, такое деление не смущает их. Существуют и другие политические определения для Европы и Азии.

Страны, лежащие и в Европе, и в Азии

Организация Объединенных Наций в настоящее время определяет следующие трансконтинентальные страны :

  • Россия
  • Казахстан
  • Азербайджан,
  • Грузия
  • Турция

Совет Европы включает в себя такие трансконтинетальные страны Азербайджан, Грузию, Россию и Турцию, а также азиатские Армению и Кипр , поскольку они политически интегрированы в европейскую сферу. Евразийский Казахстан не входит в Совет Европы, но ему предоставлено право требовать членства в этом совете.

Экспедиция по уточнению границы между Европой и Азией

В 2010 году при поддержке Русского Географического Общества состоялась экспедиция по уточнению границ между Европой и Азией. Географы провели анализ большинства существующих научных трудов, посвящённых Уралу, и выработали критерии определения границы. Было решено руководствоваться ландшафтным подходом . Поскольку переход от предгорий Урала к равнинным пространствам Восточно-Европейской равнины не выражен, в качестве отправных точек границы были использованы наиболее значительные реки исследованных районов. Руководитель экспедиции А.А. Чибилёв рассказал об этом так:

Приступая к определению природных рубежей Урала, мы исходили из того, что страна является не «чисто горной», а по сути «горно-равнинной». Такой подход упрощает проведение восточной уральской границы, которая хорошо прослеживается вдоль контакта древних сильно дислоцированных и метаморфизированных горных пород с четвертичными отложениями Западной Сибири.

Маршрут разбили на 12 участков, соответствующих определённым природным особенностям. Туда вошли 9 областей Уральской природной страны : Пайхой, Заполярный Урал, Полярный Урал, Приполярный Урал, Северный Урал, Средний Урал, Южный Урал, Приюжноуралье, Мугоджары и Примугоджарье, а также плато Устюрт и горы Мангышлака.

Карта границы Европы и Азии, уточненная экспедицией РГО

С южной границей всё сложнее . Южный Урал отличается от всех других горных областей более сложным геологическим строением, дугообразной формой тектонических структур и целым веером хребтов, разобщённой сетью продольных речных долин, имеющих южное и юго-западное направление.

В таких условиях сложно выбрать, какой из хребтов является основным. В свое время В. Н. Татищев избрал в качестве границы реку Урал с самого её истока. Экспедиция не согласилась с этими выводами, так как в верховьях река ещё не представляет собой заметного рубежа. Кроме того, долина верхнего течения Урала существенно смещена к востоку по отношению к структурно-тектонической оси Урала. Между тем как ряд его хребтов всё ещё продолжает играть роль главного водораздела горной системы. Конечной точкой границы Восточно-Европейской равнины и всей Европы на юге является низменная морская равнина, располагающаяся у Северного подножья хребта Северный Актау между заливом Кочак и западным уступом Устюрта.

По результатам экспедиции предложено провести границу между Европой и Азией, ориентируясь на структуры рельефа, имеющие выход на южную оконечность всей горной системы – Мугоджарам и кряжу Шошкаколь. Основными ориентирами для этой части границы являются:

  • пересечение долины реки Уфы у её слияния с Кизилом,
  • далее по водоразделу (хребет Кальян) с выходом на гору Сава (748 м),
  • хребет Юрма (1002 м),
  • хребет Таганай (гора Круглица, 1177 м),
  • северные оконечности хребта Малый Таганай с выходом на осевую часть хребта Уралтау
  • далее до хребта Нажимтау, служащего водоразделом Урала и Волги.

Где проходит граница Европы и Азии на Урале

Вопрос о границе между Европой и Азией неожиданно в 2004 году привлек внимание жителей города Екатеринбура и стал источником сомнений и споров. Сомнения возникли из-за того, что Екатеринбург стремительно приблизился к Европе: в 17 километрах по Новому Московскому тракту возник Мемориал, обозначающий границу Европы и Азии . С учетом запланированного роста города, Екатеринбург вскоре, как и Стамбул, будет лежать сразу и в Азии, и в Европе.


Обелиск Европа-Азия на Новом Московском тракте под Екатринбургом

Вопрос о границе между Европой и Азией в окрестностях Екатеринбурга неоднократно обсуждался на нескольких конференциях, из которых наиболее представительной была Всероссийская научно-практическая конференция «Екатеринбург: от завода-крепости к евразийской столице» , проводившаяся в Екатеринбурге 23-24 мая 2002 года. На этой конференции проблеме границы было посвящено несколько докладов, и в резолюции конференции в числе прочего было заявлено:

Считать научно обоснованным исторически сложившееся проведение границы Европа-Азия по водоразделу горной полосы Среднего Урала и восточных предгорий . В связи со сложным рисунком во­дораздельной линии, реальное положение границы в конкретных точках может быть выбрано в пределах некоей полосы, осевой линией которой является водораздел.

Пограничная полоса близ г. Новоуральска, г. Первоуральска и дер. Курганово Полевского района проходит через точки: гора Висячий камень, гора Котел, гора Чубарова, гора Березовая, «Чусоводстрой», Варначьи горы, гора Хрустальная, пос. Чусовское озеро, северные окрестности дер. Курганово. При этом она пересекает западную и юго-западную части Муниципального образования «Город Екатеринбург» .

Сомнения в правильности расположения установленного памятного знака вызывает и то, что в этом месте автострады нет признаков перевала, который должен бы быть в точке водораздела европейских и азиатских Рек. Зато такой перевал просматривается у исторического обелиска на Старом Московском тракте. Однако и это не тот перевал.

Где же провести границу Европы и Азии в Свердловской области?

Дискуссия между политологом Вадимом Дубичевым и членом Русского географического общества, депутатом Евгений Артюховым о том где же провести границу Европы и Азии на Урале в Свердловской области?

Исторический обелиск на границе Европа-Азия


Новый обелиск на Березовой горе под Екатеринбургом

В 15-17 веках и даже позднее Уральский хребет был границей между Казанским и Сибирским ханствами и воспринимался как граница Сибири. После присоединения к Московскому государству этих частей Орды хребет практически оставался границей между Сибирскими землями и лежащими к западу от Урала старыми Московскими уездами. Но память еще долго сохраняла эту символическую черту.

Теперешний обелиск поставлен в 2008 году в имперском стиле взамен исторического на том же месте. Место было выбрано на горе Березовой, поскольку она служила Поклонной горой, прощей. Проезжавшие по тракту люди считали, что именно тут находится граница России и Сибири. Каторжники, шедшие в Сибирь, традиционно здесь прощались с родиной и брали землю на память . Вот что писал Василий Немирович-Данченко (русский писатель, путешественник, журналист, старший брат известного театрального деятеля) об этом обелиске:

«Граница Европы и Азии. Сколько слез пролилось здесь! Несчастные в кандалах в последний раз оглядывались отсюда назад, на свою на веки-вечные покидаемую родину. Далекий, неприютный, чужой и холодный край начинается отсюда. Новая жизнь, новые люди, новые страдания! Воображаю, какие мысли целым роем носились в голове бедного ссыльного, когда он приваливался на краткий отдых к этой пограничной колонне. Может, на каждый камень ее подножия падали горючие слезы».

Этот исторический обелиск был установлен здесь в честь посещения Урала наследником Цесаревичем Николаем Александровичем (будущий император Александр II).

Фото исторического обелиска из книги Д.И. Менделеева «Уральская железная промышленность в 1899 г.». Снято 11 июля 1899 года.

На пограничном столбе была высечена надпись: «Память посещения этого места Их Императорскими Высочествами Государем Наследником Цесаревичем и Великим Князем Александром Николаевичем в 1837 году, и Герцогом Максимилианом Лейхтенбергским в 1845 году». Позднее на деревянной оградке памятника повесили таблички: с левой стороны - «Европа» и с правой - «Азия» .

В 1920-х годах памятник был частично разрушен, табличку сбили, и никто не вспоминал, в честь какого события был установлен этот каменный столб. В 1946 году специальным постановлением Первоуральского горисполкома памятник отреставрировали, в последствии поставили литую чугунную ограду. С этого времени обелиск становится фирменным знаком Первоуральска . Летом 1982 года обелиск облицевали полированными плитами и проложили поперек дороги «границу» из камня змеевика. В 1950-х годах вокруг столба сделали чугунную литую ограду, которую в середине 1990-х годов заменили столбиками с цепями.


Директор Первоуральского Новотрубного завода Федор Данилов (второй слева) и вице-президент США Ричард Никсон на границе Европы и Азии в июле 1959 года (из фондов музея завода).

В 2006 году было решено поставить обелиск на средства бюджета. Старый памятник решили переставить и вовсе в кемпинг, под напором общественности администрация Первоуральска пошла на компромисс. Исторический обелиск перенесли на 300 метров чуть ниже по склону горы Березовой — к роднику Федора Данилова на новую дорогу.

Другой старый обелиск расположен у станции Уржумка у Златоуста . В 1892 году в знак завершения строительства участка Транссибирской железнодорожной магистрали был установлен обелиск «Европа-Азия». Пограничный столб сложен из гранитных тесаных «кирпичей», которые использовались в облицовке придорожных сооружений. Автор проекта Н. Г. Гарин-Михайловский.

Видео о границе Европы и Азии

Где проходит граница между Европой и Азией?

Передача Первого образовательного канала «Байки Бояршинова». Образование для всех. . © Телекомпания СГУ ТВ.

От таракана до дракона: граница Европы и Азии в имперской науке, уральской идентичности и провинциальной эзотерике

Лекция доцента кафедры культурологии УрФУ Евгения Рабиновича о том, как идея границы Европы и Азии, рожденная воображением Татищева с целью географического уподобления России европейским империям, становится специфическим уральским путём преодоления провинциальности. Тем самым околица Европы и Азии становится центром Евразии.

Обелиски и памятные знаки на границе Европы и Азии

Больше всего памятников и знаков установлено на Урале, но есть они и в Казахтстане, и в Ставропольском крае. Планируется установить знак в Ростове-на-Дону. А вот в Стамбуле есть только таблички у Босфорского моста. Во многих местах такие знаки на границе частей света — это своеобразные магниты для туристов . Сюда приезжают фотографироваться свадьбы, как у знака на перевале через хребет Урал-Тау на федеральной трассе М5 «Урал» вблизи Златоуста. Часть знаков — это просто таблички или столбики. Пожалуй, наиболее полно все знаки перечислены и сфотографированы в , откуда этот список обелисков и знаков взят. К сожалению, часть знаков уничтожена, и поэтому не включены в список.


1. Пролив Югорский Шар

Знак в виде столба с табличкой и якорем находится на берегу пролива Югорский шар в месте наибольшего сближения острова Вайгач с материком. Это самый северный знак Европа-Азия на материке Координаты: 69°48’20,5″с. ш. 60°43’27,7″в. д.

2. Крайняя восточная точка Европы

Знак установлен на крайней восточной материковой точке Европы . Знак находится между верховьями рек Малая Уса и Малая Щучья на полярном Урале (граница Ямало-Ненецкого АО и Республики Коми). Крайняя географическая восточная точка Европы находится на острове Новая на северо-востоке острова Северный архипелага Новая Земля. Координаты: 67°45’13,2″с. ш. 66°13’38,3″в. д.


3. Знак на станции Полярный Урал

Установлен на перроне станции Полярный Урал ветки Воркута-Лабытнанги. Координаты: 67°00’50,2″с. ш. 65°06’48,4″в. д.

4. Табличка на перевале Щекурьинский проход (гора Неройка)

Плохо различимая табличка стоит на перевале Щекурьинский проход на Приполярном Урале неподалеку от поселка Саранпауль. Знак поставлен по водоразделу рек Большой Паток и Щекурья у горы Неройка. Координаты: 64°39’21,1″с. ш. 59°41’09,4″в. д.


5. Знак на газопроводе «Сияние севера»

Знак «Европа-Азия» рядом с газопроводом «Сияние севера» около поселка Вуктыл, Республика Коми. Установлен газовщиками, находится на дороге, идущей из поселка Вуктыл вдоль газопровода «Сияние Севера» на центральную базу природного парка Югыдва. Координаты: 63°17’21,8″с. ш. 59°20’43,5″в. д.


6. Знак У истока Печоры

Чугунный знак установлен у истока реки Печоры. Координаты: 62°11’56,2″с. ш. 59°26’37,1″в. д.


7. Знак на высоте 708,9 м к северу от горы Яныгхачечахль

Самодельный знак в виде деревянного шеста с табличками, укрепленного в пирамиде из камней, установлен на высоте 708,9 м к северу от горы Яныгхачечахль в приполярном Урале к северу от города Ивдель Свердловской области. На другом склоне горы Яныгхачечахль находится перевал Дятлова. Координаты: 62°01’47,6″с. ш. 59°26’07,9″в. д.

8. Знак на горе Саклаимсори-Чахль

Знак установлен на горе Саклаимсори-Чахль, в которой сходятся восемь границ: Европы, Азии, Пермской и Свердловской областей, Республики Коми, бассейнов трех великих рек России — Оби (Пурма), Печоры (Малая Хозья) и Волги (Вишера). Знак«Европа-Азия» был установлен 25 июля 1997. На столбе надпись: «Губернатор Игумнов на память потомкам!» Координаты: 61°39’47,3″с. ш. 59°20’56,2″в. д.

9. Знак на перевале Поповский Увал

Знак установлен на перевале Поповский увал (высота с отметкой 774 м) на дороге из Ивделя на Сибиревский прииск. C одной стороны на столбе европейское лицо, с другой — азиатское. Координаты: 60°57’39,9″с. ш. 59°23’05,4″в. д.

10. Знак у Казанского Камня

По дороге из Североуральска к водопадам на реке Жиголан, у подножья Казанского камня. Рядом находились две гранитные плитыс надписью «Европа и Азия», но их разбили. Координаты: 60°03’56,2″с. ш. 59°03’41,3″в. д.

11. Знак у поселка Кытлым

Знак находится у поселка Кытлым в 8 км по дороге, ведущей в Верхнюю Косьву, у подножья горы Косьвинский камень. Координаты: 59°29’27,9″с. ш. 58°59’23,5″в. д.

12. Знак у поселка Павда

Знак стоит на развилке трех лесных дорог, ведущих в Павду, Кытлым и Растёс. Координаты: 59°20’00,0″с. ш. 59°08’55,3″в. д.

14. Обелиск у поселка Промысла

Обелиск расположен в 9 км от поселка Промысла на дороге Качканар-Чусовой. Через дорогу от обелиска устроена смотровая площадка. Дорогу пересекает линия, обозначающая границы частей света. На фото в заголовке к данной статье находится именно этот обелиск. Координаты: 58°33’42,3″с. ш. 59°13’56,5″в. д.

15. Обелиск на станции Хребет Уральский

Знак установлен на перроне станции «Хребет Уральский» в 2003 г. в честь 125-летия Свердловской железной дороги. Координаты: 58°24’44,1″с. ш. 59°23’47,4″в. д.

16. 276-й км Горнозаводской железной дороги

Одинаковые металлические фермы в виде трехгранных пирамид установлены по обе стороны железнодорожного полотна в 1878 году при строительстве Горнозаводской железной дороги. Обелиски находятся на 276-м километре дороги, между станцией Европейская и о.п. Хребет Уральский (6 км от Европейской, 8 км от Хребта Уральского). Координаты: 58°24’06,0″с. ш. 59°19’37,4″в. д.

17. Часовня у поселка Кедровка

Установлен в 1868 году по заказу и на средства золотопромышленников Северного Урала. Его описывал Мамин-Сибиряк. Расположен в 4 км от поселка Кедровка на автодороге Кушва-Серебрянка (через В. Баранчу) на перевале севернее горы Кедровка. Координаты: 58°11’21,2″с. ш. 59°26’04,5″в. д.

18. Обелиск на лесовозной дороге у поселка Баранчинский

Обелиск на лесовозной дороге у поселка Баранчинский. Находится к западу, на перевале южнее горы Кедровка. Знак отлит из чугуна на Баранчинском электромеханическом заводе и украшен орнаментом. Координаты: 58°08’39,0″с. ш. 59°26’51,7″в. д.

19. Стелла на перевале Большой Урал

Стелла находится на перевале Большой Урал по Серебрянскому тракту (Н.Тагил — Серебрянка) недалеко от поселка Синегорский. Установлена в 1967 г. в честь 50-летия Великого Октября рабочими леспромхоза Синегорский (автор проекта А.А. Шмидт). Координаты: 57°53’43,1″с. ш. 59°33’53,6″в. д.

20. Столб у села Елизаветинское

Столб из дерева установлен у села Елизаветинское на старом Демидовском тракте у горы Красный столб. Координаты: 57°47’20,9″с. ш. 59°37’54,7″в. д.

21. Обелиск у поселка Уралец

Обелиск установлен вблизи поселка Уралец на перевале через хребет Веселые Горы в 1961 году в честь полета в космос Юрия Гагарина. Автор проекта — В. П. Красавченко. Обелиск построили рабочие механического завода поселка Уралец. Координаты: 57°40’38,0″с. ш. 59°41’58,5″в. д.

22. Знак у горы Билимбай

Знак с надписью «Веселые горы» (так называется хребет) на восточном склоне горы Билимбай у обочины лесовозной дороги. Координаты: 57°32’44,9″с. ш. 59°41’35,0″в. д.

23. Табличка у Старика-Камня

Установлена на обочине дороги, ведущей из Карпушихи к подножию Старика-камня. Скромная деревянная табличка на деревянном столбике с вырезанной надписью «Европа-Азия» и то ли крестом, то ли указателем. Координаты: 57°28’55,0″с. ш. 59°45’53,3″в. д.

24. Обелиск с солнечными часами у Новоуральска

Обелиск с солнечными часами установлен туристами клуба «Кедр» в 1985 г. Автор проекта Борис Шитиков. Устанавливать столб и выставлять его по солнечному меридиану помогали ребята из подросткового туристского клуба «Нейва». Координаты: 57°13’19,6″с. ш. 59°59’20,7″в. д.

25. Каменое обещание у Старой Билимбаевской дороги у Новоуральска

На западном склоне горы Медвежка, на старой билимбаевской дороге (дорога из Новоуральска к садам) установлена мраморная плита с надписью «Здесь будет установлен знак Европа-Азия в честь строителей города». Координаты: 57°11’27,1″с. ш. 60°02’37,5″в. д.

26. Знак на горе Медвежка

На вершине горы Медвежка установлен Знак Европа-Азия в виде металлической треугольной пирамиды. Он располагается с южной стороны небольших скал на вершине. Координаты: 57°11’11,7″с. ш. 60°04’10,3″в. д.

27. Столб на перевале Бунарский хребет

Cтолб установлен в 1966 году на автодороге, идущей через Билимбай в Мурзинку. Он находится между деревнями Починок и Тарасково на хорошо заметном перевале через Бунарский хребет. Место установки не совпадает с главным водоразделом. Координаты: 57°05’01,0″с. ш. 59°58’17,2″в. д.

28. Знак на горе Котел

Знак в виде двух целующих голубей установлен ко Дню Пограничника в 2011 года туристами Екатеринбурга и Новоуральска. Координаты: 56°58’18,0″с. ш. 60°06’02,0″в. д.

29. Обелиск у станции Вершина

Обелиск установлен рядом со станцией Вершина во время подготовки к VI Всемирному фестивалю молодёжи и студентов, проходившему в Москве в 1957 г. Координаты: 56°52’55,0″с. ш. 60°03’56,3″в. д.

30. Новый обелиск на горе Березовая

Находится на Старом Московском тракте у подножья горы Берёзовой недалеко от въезда в Первоуральск со стороны Екатеринбурга. На этом месте был установлен самый первый знак «Европа - Азия» в честь посещения Урала цесаревичем Александром Николаевичем в 1837 году. В 2008 году на его месте установили гранитный монумент, а старый памятник переставили на Новый Московский Тракт. Координаты: 56°52’13,0″с. ш. 60°02’52,0″в. д.

31. Исторический обелиск у Первоуральска

Перенесен с исторического места на горе Березовой на Ново-Московский тракт у Первоуральска. Координаты: 56°52’04,0″с. ш. 60°02’41,7″в. д.

32. Обелиск на Ново-Московском тракте у Екатеринбурга

Этот обелиск был установлен в 2004 году и находится на 17 км Ново-Московского тракта у Екатеринбурга. Координаты: 56°49’55,7″с. ш. 60°21’02,6″в. д.

33. Стелла на дороге Ревда-Дегтярск

Стелла на дороге из Ревды в Дегтярск установлена в 1984 году к 250-летию Ревды, но место установки далеко от главного водораздела. Координаты: 56°46’14,8″с. ш. 60°01’35,7″в. д.

34. Знак Филин у Каменной горы

Обелиск «Филин» был установлен учащимися школы №21 г. Ревды на горе Каменной Ревдинско-Уфалейского хребта. На земле камнями выложены надписи «Европа» и «Азия». Координаты: 56°45’05,4″с. ш. 60°00’20,2″в. д.

35. Обелиск у села Курганово

Обелиск Европа-Азия установлен у села Курганово на Полевском тракте. Координаты: 56°38’34,3″с. ш. 60°24’05,4″в. д.

36. Табличка у станции Мраморская

Табличка установлена на станции Мраморская напротив платформы на полосатом столбе. В верхней части прибиты таблички с указателями частей света. Между указателями написано «Урал» и прикреплена фигурка соболя. Координаты: 56°32’13,9″с. ш. 60°23’41,8″в. д.

38. Знак на дороге Косой брод-Асбест

Знак на дороге из поселока Косой брод в поселок Асбест. Установлен 16 июня 2007 г. ребятами из клуба «Вояджер». Координаты: 56°28’40,6″с. ш. 60°24’06,1″в. д.

39. Знак у поселка Большие Егусты

Знак на обочине дороги Слюдорудник — Большие Егусты в 2,5 км от поселка Б. Егусты с левой стороны. Бетонная стела в виде острой трехгранной пирамиды с табличками-указателями «Европа» и «Азия» установлена над родником, от которого начинается ручей, текущий в Азию. Координаты: 55°37’22,6″с. ш. 60°15’17,3″в. д.

40. Обелиск на станции Уржумка

Установлен вблизи станции Уржумка железной дороги Челябинск-Златоуст (первая станция от Златоуста в сторону Челябинска) в 1892 году в знак завершения строительства участка Транссибирской железнодорожной магистрали. Пограничный столб сложен из гранитных тесаных «кирпичей», которые использовались в облицовке придорожных сооружений. Автор проекта Н. Г. Гарин-Михайловский. Координаты:

42. Новые обелиски на берегах Урала у деревни Новобайрамгулово

Стелы установлены с обеих сторон моста через реку Урал на дороге Учалы-Белорецк между поселком Уральск и деревней Новобайрамгулово. Координаты: 54°05’42,5″с. ш. 59°04’04,8″в. д.

43. Старые обелиски на берегах Урала у деревни Новобайрамгулово

Обелиски установлены с обеих сторон старого разрушенного моста через реку Урал. Построены в 1968 году по эскизу художника Д. М. Адигамова и архитектора У. Ф. Зайникеева. Обелиски представляют собой плоские стелы, увенчанные изображениями серпа и молота, а в нижней их части находится изображение земного шара. Координаты: 54°05’33,9″с. ш. 59°04’11,9″в. д.

44. Географический знак в Верхнеуральске

Географический знак, отмечающий границу Европа-Азия, установлен в 2006 году у реки Урал на месте, где располагалась Верхнеяицкая крепость. Координаты: 53°52’27,7″с. ш. 59°12’16,8″в. д.


47. Обелиск на берегу Урала в Магнитогорске

Обелиск установлен в 1979 г. на правом берегу р. Урал при въезде на Центральный мост в честь 50-летия города по проекту архитектора В.Н.Богуна. Обелиск представляет собой два массивных куба с символическим изображением Земли, разделенной на две части с буквами «Е» и «А». На самом мосту — 4 стелы, символизирующие границу между Европой и Азией. В центре моста — уникальный дорожный знак «Европа-Азия». Координаты:

52. Знаки Европа-Азия в городе Атырау (Казахстан)

Знаки в виде беседок с обеих сторон моста через реку Урал в городе Атырау в Казахстане. Координаты: 47°06’18,0″с. ш. 51°54’53,2″в. д.

53. Обелиск в городке Нефтекумск

Обелиск стоит в городе Нефтекумск в Ставропольском крае. Установлен тут, поскольку по одному из вариантов, граница между Европой и Азией проходит по Кума-Манычской впадине между Каспийским и Черным морями. Стела установлена в 1986 году. Архитектор: Н.А.Постол. Координаты:

В Ростове-на-Дону планируют поставить памятный знак «Европа-Азия» в районе моста через реку Дон. Конкурс начат в 2009 году, но знака пока нет.


55. Условный знак Европа-Азия в Ростове-на-Дону

Поскольку знака «Европа-Азия» в Ростове-на-Дону на границе до сих пор нет, хозяева торгового центра «Тихий Дон» в правом крыле здания Речного Вокзала поставили условный знак «Европа-Азия» на набережной Дона. Находится он на мостике на втором этаже. Однако, граница идет по фарватеру Дона, поэтому знак условный. Примерные координаты знака 47°12’47.8″N 39°42’38.5″E .


56. Таблички перед Босфорским мостом в Стамбуле

Таблички «Welcome to Europa/Asia» перед въездами на Босфорский мост в Стамбуле в Турции. Координаты моста: 41°02’45.2″N 29°02’02.0″E